Беременность и рождение для ребёнка – это стресс. Надпочечники плода активно вырабатывают гормон стресса кортизол. Мы рождаемся в стрессе.
Беременность может протекать с рядом всевозможных особенностей. Доказано, что, например, если беременная женщина пребывала в состоянии стресса, это может сказаться на закладке структур гипоталамуса, в дальнейшем перенесенный матерью стресс может влиять на мотивационное поведение, на работу центров голода и жажды, центров полового поведения.
Немного истории вопроса.
В исследованиях Тамары Франклин (доктор наук, нейрофизиолог) 2010 года на животных выяснилось, что недостаток внимания к детёнышам в первые месяцы жизни - вызывает изменения в работе генов. Нечто подобное может происходить и у людей. Схожие результаты описаны и во множестве других работ (Gapp, 2014, Fish, 2004; Pawlby, 2011).
Дело в том, что мама и ребёнок – это одна психофизиологическая система, они соединены друг с другом связью, обеспечиваемой гормоном – окситоцином. Чем чаще мама прикасается к ребёнку, поглаживает его, обнимает, тем больше окситоцина вырабатывается в его организме (да и в организме мамы тоже). Окситоцин ещё называют гормоном дружелюбия.
Но если этого не происходит, если ребёнок остаётся без должного внимания, то запускаются специальные биохимические механизмы, которые могут исказить работу генов или просто выключить часть из них. Ничего себе история, не правда ли?
В других исследованиях Чарльза Нельсона было доказано, что в подобных ситуациях у детей также достоверно чаще развивалась депрессия и другие нарушения (Fox, Nelson, 2017).
И тут возник ещё один хороший вопрос – а характер ребёнка – это судьба, записанная в генах?
Канадский биолог Майкл Мини изучал, насколько сильно влияет материнская забота у грызунов в первые недели с момента рождения. Часть крысят, ученый забирал от матери. В норме мама-крыса вылизывает своих маленьких детёнышей, почесывает их, касается. Лишившись материнской заботы в виде вылизывания, крысята вырастали «ненормальными», мы бы сказали, психически - неуравновешенными. Они были нервными, агрессивными и боязливыми (прятались в самый тёмный угол).
Все детеныши, получавшие материнскую заботу, развивались, как и положено крысам. Они шли на контакт с другими сородичами, были энергичными, хорошо обучались и справлялись с заданиями. Что же случилось? Почему материнская забота оказала столь сильное воздействие на крысят?
Выяснилось, что у получивших заботу крыс лучше развита область мозга под названием гиппокамп (связан с запоминанием информации). Исследовав ДНК крыс, не получивших заботу матери, учёные обнаружили, что внутри ДНК произошли негативные реакции (в результате химических перестроек часть генов были просто выключены). По этой причине в гиппокампе уменьшилось количество рецепторов к стрессовым гормонам. Из-за этого нервная система уже не могла адекватно реагировать на внешние раздражители. Простым языком, ситуации, в которых обычные крысы вели себя спокойно, потомство, лишённое заботы, испытывало неадекватно сильный стресс.
У многих детей стрессы в раннем дошкольном возрасте могут быть вызваны болезнями (простудами, краснухой и т.д.), режущимися зубами, даже кратковременной разлукой с матерью, самое страшное для ребёнка - потерять связь с миром взрослых.
Излишне ранняя разлука с матерью (к примеру, в результате её ухода из семьи) может служить одной из главных причин развития невроза.
Доказано, что многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет испытывают психологическое беспокойство, если их отдают в ясли. Несомненно, гиперопека также не идёт ребёнку на пользу, поскольку он становится слишком сильно зависимым от родителей, что приводит к потере самостоятельности.
Существует точка зрения, что в случае излишней холодности и повторяющихся ситуаций, в которых ребёнка отвергают, формируется особый тип неврозов. Он в будущем способен создавать очень нехорошие предпосылки для уже выросшего ребёнка, в особенности, если у ребёнка определённый тип нервной системы. Став взрослым, он будет испытывать сложности в построении взаимоотношений с коллегами на работе, в командных проектах, в личной жизни. Состояние неудовлетворённости не покинет его никогда…
Такова расплата за пережитые стрессы во время беременности и или холод родителей в детстве.
Задавайте вопросы в комментариях.
Обнимайте своих малышей, как можно чаще и всех Вам благ!
Автор статьи:
Илья Андреевич Мартынов, психофизиолог, нейробиолог, научный руководитель Центра Развития Мозга
https://spb.neurotrainings.ru/
Задать вопрос Илье Андреевичу Мартынову
Список использованной литературы:
Gapp K, Von Ziegler L, Tweedie-Cullen RY. Early life epigenetic programming and transmission of stress-induced traits in mammals: How and when can environmental factors influence traits and their transgenerational inheritance? Bioessays. 2014; 36: 491-502
Fish EW, Shahrokh D, Bagot R, Caldji C, Bredy T, Szyf M, Meaney MJ. Epigenetic programming of stress responses through variations in maternal Care. Ann N Y Acad Sci. 2004.1036:167–180.
Fox N.A., Nelson Ch.A., Zeanah Ch.H. The effects of psychosocial deprivation on attachment: Lessons from the Bucharest Early Intervention Project. Psychodynamic Psychiatry, 2017, 45(4), pp. 441-450; doi: 10.1521/pdps.2017.45.4.441.
Franklin T.B et al. Epigenetic Transmission of the Impact of Early Stress Across Generations. Biological Psychiatry. Volume 68, 5, 1 September 2010, Pages 408-415.
Plant DT, Barker ED, Waters CS, Pawlby S, Pariante CM. Intergenerational transmission of maltreatment and psychopathology: the role of antenatal depression. Psychol Med. 2013; 43:519–28.
Pawlby S, Hay D, Sharp D, Cerith SW, Pariante CM. Antenatal depression and offspring psychopathology: the influence of childhood maltreatment. Br J Psychiatry. 2011; 199:106–12.