В этой статье я описал различные способы, с помощью которых художники изображали течение времени.
Обычно считается, что краска - это статичное средство, способное изображать только застывшие мгновения времени. Однако, проявив немного изобретательности, можно изобразить с помощью красок и течение времени.
Французский художник-импрессионист Клод Моне разработал практику рисования сериями, выбирая один сюжет и возвращаясь к нему снова и снова. Преимуществом такого подхода была способность Моне запечатлеть различные световые эффекты на одном и том же объекте при изменении погодных условий и освещения.
Одним из таких объектов стало поле со стогами сена, принадлежащее соседу Моне, фермеру по имени месье Крюэль. Моне написал 25 вариантов этих стогов сена в течение лета, зимы и следующей весны 1890-91 годов. В этих работах тона и оттенки меняются в зависимости от смены времен года, создавая убедительную запись этого очень простого предмета.
Постоянно меняющийся свет побудил Моне установить ежедневный распорядок: брать с собой в поле несколько холстов и работать над той полуготовой картиной, которая больше всего напоминала сцену в данный момент. Серия "Стог сена" Моне позволяет нам наблюдать длительность времени, охватывающую три сезона в сельской местности Нормандии.
Несколько временных периодов в одной картине
На первый взгляд, картина Томаса Коула "Оксбоу" представляет собой чудо природы: извилистое течение реки через низменную долину. Картину дополняют драматические изменения погодных условий, создавая ощущение, что художник запечатлел мимолетный, единственный момент. Однако в этой картине есть и нечто большее.
Написанная в 1836 году, картина американского художника представляет собой видение пейзажа, находящегося в состоянии трансформации. Здесь не только буря, но и то, что вдалеке земля превращается в фермерские угодья под влиянием поселенцев.
Фактически, в картине представлены три наложенные друг на друга временные рамки: быстрое наступление бури, которая приходит и уходит в считанные минуты или часы; вырубка деревьев и дикой природы, чтобы заменить их сельским хозяйством и городами, процесс, который происходит в течение многих лет и десятилетий; и гораздо более медленный геологический процесс реки, текущей по равнине и медленно заиливающейся, создавая изгибы, которые в конечном итоге превращаются в большой подковообразный меандр, который и является темой картины.
Время давно прошло
В картине Артура Хьюза "Долгая помолвка", написанной в 1859 году, есть замечательная и немного пикантная деталь, которая визуально описывает наступление времени. На стволе дерева в коре выбито имя "Эми", которое наполовину закрыто растущими листьями плюща.
Этот тонкий символ намекает на более широкую тему работы: Как время может обогнать первую вспышку романтической любви.
Маловероятно, что имя "Эми" было выбрано случайно. Это имя происходит от старофранцузского Amée, означающего "возлюбленная" - просторечная форма латинского Amata.
На более широком изображении помолвленные возлюбленные встречаются под ветвями дерева. За какое-то время до этого мужчина выбил на стволе дерева ее любимой. Однако, судя по росту листьев плюща, мы знаем, что их помолвка будет долгой. По его одежде можно определить, что мужчина является представителем духовенства - викарием, который помогает в работе приходскому священнику. Это низкооплачиваемая должность, и это является причиной длительной помолвки, поскольку родители девушки не разрешили ей выйти замуж, пока он не получит более высокооплачиваемую должность в церкви.
Художник изобразил аспект английского викторианского общества (который, возможно, не так уж чужд нам сегодня), отражающий важность финансовой стабильности как основы для брака.
Добьется ли в конце концов викарий зарплаты, соответствующей ожиданиям родителей его возлюбленной? Только время покажет.
Кстати, если вам нравятся картины на тему сложностей романтических отношений, прочтите мою статью "Глубокая и сложная романтика в этих четырёх знаменитых картинах о любви".
Прошлое, настоящее и будущее
«Аллегория благоразумия» Тициана предлагает картину времени, основанную на трех этапах жизни: молодости, зрелости и старости. В истории искусства это популярная тема, и ее часто изображают, используя один и тот же мотив - юноша, мужчина средних лет и старик вместе.
На этой картине самое старое лицо (смотрящее налево) на самом деле является автопортретом самого Тициана. Его сын Орацио, как считается, является лицом среднего возраста, смотрящим вперед. В третьем поколении - молодежи - мы могли бы ожидать увидеть внука Тициана, но поскольку на момент написания картины у художника не было внука, считается, что вместо него изображен двоюродный брат по имени Марко Вечеллио.
Картина Тициана давно привлекает внимание искусствоведов из-за интригующей связи между тремя человеческими лицами и трехголовым существом под ними. Волк, лев и собака вместе взятые являются символом благоразумия, что подтверждает надпись в верхней части картины, которая гласит (с латыни) "Исходя из опыта прошлого, настоящее действует благоразумно, чтобы не испортить будущие действия".
Таким образом, мы можем прочитать картину как визуальное описание граней благоразумия: взгляд назад, который помнит и учится; разум настоящего, который судит и действует; и предвидение, которое предвидит будущие события.
Время и смерть
На этой картине французского художника Николя Пуссена изображены четыре фигуры, собравшиеся вокруг гробницы. Они указывают на надпись, высеченную на камне. Надпись гласит: "Et in Arcadia Ego", что можно перевести как "Даже в Аркадии есть я".
Эти четыре фигуры находятся в месте под названием Аркадия, регионе Греции, который издавна прославлялся в искусстве и поэзии. Как идеализированное место, Аркадия - это место классического, безыскусного существования. Пастухи бродят по ландшафту, распевая любовные песни; нимфы бродят по лесам и рекам.
Картина Пуссена дает нам этот романтический пейзаж, но она также ставит вопрос: как насчет смерти в Аркадии? В этом отношении надпись может относиться к обитателю гробницы, и переводиться как: "Я тоже когда-то жил в Аркадии". Или же она может иметь более широкий смысл - пронзительную мысль о том, что даже в идиллической обстановке Аркадии настоящий момент неизбежно пройдет, и смерть придет ко всем нам.
Если вам интересна тема смертности, у меня есть статья, которая называется: "Пять тревожных картин о смерти. Леденящее душу искусство". Мне она очень нравится, советую прочитать.
***
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк! Благодарю.
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство