Органическая химия неоспоримо является прекрасным отдельным миром для многих химиков на Земле. Это крайне важный и изумительно подчинённый логике раздел, отражающий сущность всего живого на планете с точки зрения химии и биохимии. Открыв для себя этот особенный мир, мы сможем попасть в окружении невообразимых по своему строению молекул, образуемых углеродными скелетами, красивых электронных облаков, сложных, но до безумия интересных реакций, названных именами великих ученых, оставивших свой след в истории развития органической химии. Благодаря их открытиям люди вышли на доселе неизвестные для себя пути синтеза множества соединений.
Так, в своей статье мне бы хотелось пролить свет на реакцию Зинина, которую Николай Николаевич осуществил в 1842 году. Стоит дополнительно отметить, что одним из важнейших направлений его исследований было изучение реакций окисления и восстановления органических соединений. Открытая им реакция стала закономерным следствием его многолетней работы. Ее сущность в том, что она позволяет получать ароматические амины, в частности анилин, путем восстановления нитросоединений. Зинин сделал этим открытием прорыв в области органической химии, впервые синтезировав этим методом аминобензол и другие ароматические амины, проложив дорогу к началу производства синтетических красителей, душистых веществ и лекарственных средств в промышленных масштабах, что до этого времени было просто немыслимо.
Безусловно, общие сведения, приведённые выше, могут быть интересны, однако лично мне увлекательней было посмотреть не на «сухие факты», а на то, как Николай Николаевич пришел к своему открытию. Для этого пришлось детально вдаться в его немалую, но не безынтересную биографию. Это чистая правда, что его долго «мучила» одна мысль: «Какое вещество получается при обработке нитробензола сероводородом?». Он прекрасно понимал, что бензол, нитробензол, масло горького миндаля (содержит бензальдегид) обладают прекрасной реакционной способностью. Его гипотеза состояла в том, что при обработке подобных соединений сероводородом, он получит соединения, включающие в себя атомы серы. Однако проведя опыт, Зинин осознал (в частности по запаху), что он уже где-то видел подобное вещество, но где же? Точно! В лаборатории Фрицше (Юлий Фёдорович Фрицше – химик, впервые синтезировавший анилин из индиго). Именно ему Николай Николаевич отослал образец полученного им вещества для установления идентичности соединений. И Зинин получил утвердительный ответ: оба вещества были одинаковыми. А то, что было дальше, уже история: Николай Николаевич сделал великое открытие, назвав вещество «бензидам», получил мировое признание, а также продолжил работу в этом направлении, осуществив синтез и многих других соединений, например, азоксибензола, гидразобензола и др.