33,5K подписчиков

Легкий танк, родившийся из пушки

5,2K прочитали

История появления опытного легкого танка ГАЗ-70, принятого на вооружение как Т-70

В мировом танкостроении случаи, когда по-настоящему массовые боевые машины появлялись совершенно случайно, не такая уж и редкость. Хрестоматийным примером может служить то, как на свет появился Pz.Kpfw.IV. Вообще-то такого танка не планировалось, по крайней мере в том виде, как мы его знаем. Изначально контракт на B.W. достался Rheinmetall-Borsig, а Krupp довольствовался только башней. Точнее, башнями, их у B.W. планировалось две. Башню концерн разработал, но смог убедить In 6 в том, что может построить к ней еще и шасси. В результате на свет появился еще и B.W.(Kp), который и стал тем самым Pz.Kpfw.IV, который мы знаем. Ничуть не менее неожиданным стало продолжение этой истории. Изначально созданный как танк поддержки, с довольно скромными планами по производству, Pz.Kpfw.IV оказался самым массовым немецким танком военного периода. Далеко ходить за такими примерами не надо. Valentine, самый массовый английский танк военного периода, появился как внеочередная машина, даже отчасти вопреки пожеланиям английских военных.

Из истории установки 45-мм пушки в башню Т-60.
Из истории установки 45-мм пушки в башню Т-60.

Были такие внеочередные танки и в истории советского танкостроения. Первым подобным примером стал БТ. У нас такого танка в принципе не предусматривалось в системе вооружения Красной Армии. На тот момент предполагались танкетка, танк сопровождения, маневренный (средний) танк и, если получится, "мощный" (тяжелый) танк. БТ же находился где-то посередине между танком сопровождения и маневренным танком. Тем не менее, под него сделали отдельную категорию и не ошиблись. Дальнейшее развитие БТ привело к появлению А-20 и, в конечном счете, Т-34. Второй раз внеплановый танк пришлось принимать на вооружение Красной Армии спустя 10 лет после истории с БТ. Тяжелая ситуация лета 1941 года заставила срочно принять малый неплавающий танк Т-60. Надо сказать, что похожая машина в истории советского танкостроения уже была. Речь идет про Т-34, первый танк с таким названием. Он позиционировался как "мобилизационный". Тогда малый танк в серию не пошел, а Т-60 запустили в крупную серию спустя менее 2,5 месяцев после запуска разработки.

Вариант модернизации ГАЗ, такую башню построили и испытали.
Вариант модернизации ГАЗ, такую башню построили и испытали.

Т-60 запускался в производство как есть, изначально его вооружение было тем же, что и у Т-40. То есть ставился крупнокалиберный пулемет ДШК. Чисто производственные причины заставили сменить ДШК на "наземную" версию 20-мм авиационной автоматической пушки ШВАК. Но и она имела ограниченные возможности по ведению огня простив танков. Поэтому в сентябре 1941 года на совещание в Москву вызвали руководство завода №92 и ГАЗ им. Молотова. Темой совещания стала установка в башню Т-60 более мощного орудия - 45-мм пушки. Оба коллектива взялись за работу, но каждый по-своему. В случае с заводом №92 работы привели к созданию новой пушки - ЗИС-19, калибра 37 мм. Что же касается КЭО ГАЗ им. Молотова, то там пошли по пути создания более просторной башни. В итоге эти работы привели к появлению нового танка - Т-70 (ГАЗ-70). На испытания он вышел 19 февраля 1942 года, к этому событию и приурочен данный материал.

Переходная башня, ее не построили, но она послужила ступенью к башне для Т-70.
Переходная башня, ее не построили, но она послужила ступенью к башне для Т-70.

По ряду причин, прежде всего производственного характера, к детальному решению вопроса перевооружения Т-60 оба завода смогли приступить ближе к концу 1941 года. Оба КБ честно пытались выполнить задание Артиллерийского Комитета ГАУ КА, и даже довели дело до опытных образцов. По крайней мере, к концу декабря 1941 года ГАЗ такую установку подготовил. Согласно докладу воениженера 1-го ранга Н.С. Огурцова, установка КЭО ГАЗ имела преимущество с точки зрения компоновки, но всё равно отличалась массой недостатков. Боевое отделение получалось слишком тесным и неудобным. Поэтому Огурцов, начальник кафедры артиллерии ВАММ (Военная Академия Механизации и Моторизации им. И.В. Сталина), взял на себя ответственность и предложил дать ГАЗ задание разработать новую башню. Она имела литую конструкцию, а также увеличенный на 25-30 мм диаметр погона. По сути он легализовал работы, которые уже велись под руководством В.А. Дедкова, заведовавший на заводе бронетанковым направлением. Сроком изготовления башни указывалось 25 января 1942 года.

Такой башня стала по итогам эволюции.
Такой башня стала по итогам эволюции.

Знал ли Огурцов, что на самом деле происходит на заводе, или нет, неизвестно. Но одно можно сказать точно: по состоянию на конец декабря под общим руководством Н.А. Астрова работы велись отнюдь не по башне. Во-первых, 25-30 мм проблему было не решить. По факту диаметр погона увеличивался с 900 до 996 мм. А вот это уже сильно меняло картину. Башня становилась явно больше шасси. Во-вторых, Астров, как никто другой, прекрасно понимал, что резервы Т-60 совсем не безграничны. Он прекрасно помнил, с какими проблемами создавался Т-40, на базе которого разработали Т-60. За счет повышения толщины брони боевая масса Т-60 уже превысила 6 тонн, а пушечное вооружение усугубило бы ситуацию. Не говоря о том, что усиление броневой защиты помогло лишь отчасти. Одним словом, нет ничего удивительного в том, что еще в декабре 1941 года начались работы над новым танком - ГАЗ-70. Работы явно были легализованы сверху, скорее всего на уровне НКТП (наркомата танковой промышленности).

Общая компоновка равнозначна модернизации башни Т-60 с 45-кой, но объем увеличился.
Общая компоновка равнозначна модернизации башни Т-60 с 45-кой, но объем увеличился.

Концепция башни нового танка стала прямой эволюцией модернизированной башни Т-60 и литой конструкции конца 1941 года. Точно так же орудие сместили максимально вправо, а прицел перенесли влево, сиденье "уехало" в левый задний угол. Таким образом, места для командира, он же наводчик и заряжающий, стало больше. Для удобства работы поворотный механизм перенесли в левую часть башни, а подъемный – в ее правую носовую часть. Также у башни появилась кормовая ниша, что позволило дополнительно увеличить объем боевого отделения. Поначалу ниша пустовала, но в перспективе ее занимала радиостанция. На момент создания танка с радиостанциями имелись большие проблемы, поэтому для нее только могли наметить место. В крышке башенного люка появился перископический смотровой прибор, заметно улучшавший ситуацию с обзорностью. Наконец, у башни появилось то, чего советские легкие танки были лишены - подбашенная корзина. Обычно ее появление несколько "съедало" объем боевого отделения, но в случае с ГАЗ-70 корзина не мешала. Не говоря уже о том, что на ней разместили снарядную укладку первой очереди.

Мотор ГАЗ-203. Эта силовая установка во многом решила проблему недостаточной мощности танка. Решение "мобилизационное", но ничего лучше промышленность дать тогда не могла.
Мотор ГАЗ-203. Эта силовая установка во многом решила проблему недостаточной мощности танка. Решение "мобилизационное", но ничего лучше промышленность дать тогда не могла.

Еще большие изменения оказались внесены в конструкцию танка. Прекрасно понимая, что резервы шасси Т-60 на исходе, Астров рискнул пойти дальше и создал новый танк, с использованием некоторых агрегатов Т-60. При этом изначально речь шла о ходовом макете, на котором обкатывались технические решения. Об этом "макете" военинженер 2-го ранга В.П. Окунев, старший военпред на ГАЗ (и один из инициаторов создания Т-60), докладывал в своём отчете от 17 января 1942 года. Это не опытный образец танка, а машина, которая на снимках не мелькает. Вместе с тем, она уже имела характерные особенности, присущие будущему Т-70. Это и броневая защита, в лобовой части достигавшая толщины 45 мм, и главная новинка - двигатель ГАЗ-203. Спаренные автомобильные моторы в то время не являлись чем-то уникальным, можете спросить англичан и американцев. Но группа конструкторов во главе с Е.В. Агитовым пошла своим путём. На единой раме, один за другим, крепилось два ГАЗ-202. В Горьком удалось синхронизировать их работу, сделав систему максимально простой. Еще и максимально компактной: мотор всё так же располагался по правому борту, благодаря чему не требовалось существенно удлинять корпус. В одном блоке с мотором размещалась и коробка передач, ее взяли от грузовика ЗИС-5.

Первый опытный образец Т-70 был готов к 14 февраля 1942 года.
Первый опытный образец Т-70 был готов к 14 февраля 1942 года.

Более габаритная силовая установка заставила переделывать корпус. Помимо того, что его пришлось удлинять, переработке подверглась и носовая часть. Идея с рубкой механика-водителя оказалась неудачной: люк механика-водителя часто перекрывался пушкой, а лобовая деталь получилась слишком уязвимой. Поэтому лоб корпуса упростили, заметно увеличив толщину брони. Теперь она достигала 35 мм, за счет рационального угла наклона это позволило получить легкую противоснарядную броню. Люк механика-водителя перенесли на верхнюю лобовую деталь корпуса. Решение не идеальное, но единственно возможное в сложившейся ситуации. Для компенсации нагрузки носовой части корпуса толщину кормы довели до 25 мм. Окунев предлагал усилить до 30 мм борта корпуса, но тогда этого не сделали, явно по соображениям весовой культуры. Ходовую часть взяли от Т-60, увеличив число опорных катков до 5 штук на борт, при этом торсионы усилили, особенно это касалось подвески первого и последнего опорного катка. По итогам получался уже не малый, а полноценный легкий танк. По большому счету такой же мобилизационный, как и Т-60, но уже более-менее способный решать основные задачи, возлагаемые на машины данного класса.

Наглядно разница между Т-60 и Т-70. Вместо тысячи слов.
Наглядно разница между Т-60 и Т-70. Вместо тысячи слов.

Как ГАЗ-70 новый танк именовался совсем недолго. Уж с начала февраля 1942 года сам же ГАЗ его в переписке обозначает как Т-70. Следует отметить, что иногда упоминающийся индекс 070 - это богатая фантазия отдельных исследователей. Такой же богатой фантазией являются и некоторые из фактов биографии танка. Включая и то, что якобы у него был конкурент в виде танка Т-45. Нет, конкурент был, только звался он "Т-60 с пушкой ЗИС-19". Темпы разработки обеих машин были примерно одинаковыми. Согласно отчету Окунева от 3 февраля 1942 года, опытный образец Т-70 был в основном собран, но не закончен из-за различных недоработок. Одним из основных факторов, которые тормозили работу, являлась загрузка СКБ КЭО по серийным заказам. По мнению военпреда, для достройки требовалось 10-15 дней. Так оно и случилось: работы по сборке опытного Т-70 закончились 14 февраля 1942 года, после чего начались заводские испытания. При этом боевая масса достигла 8,8 тонн, что лишний раз сыграло против желания усилить борта корпуса.

С точки зрения боевой эффективности новый танк заметно превосходил предшественника.
С точки зрения боевой эффективности новый танк заметно превосходил предшественника.

В срочном порядке опытный образец танка доставили в Москву, а уже 19 февраля начались его испытания. В них участвовал и Т-60 с утолщенной броней. По поводу этих самых испытаний есть немалое число мифов, связанных, прежде всего, с вооружением. Часто упоминается тема того, что башня, мол, с самого начала была забракована, а Астров что-то обещал переделать. Вот только отчет по испытаниям говорит совсем о другом. 20 февраля Т-70 прибыл на полигон завода №8. В ходе пробного выстрела обнаружились неполадки в работе системы отката. То же самое происходила и проведении последующих 4 выстрелов. Выяснилось, что шток тормоза был неправильно скреплен с кронштейном тормоза отката. На следующий день, после исправления неисправности, было произведено 262 выстрела, система работала безотказно. Была показана удовлетворительная кучность, прицельная скорострельность составила 4-5 выстрелов в минуту. Расположение укладок с патронами для 45 мм пушки признали удобным. При этом отмечались дефекты механизмов поворота башни по горизонтали и вертикали. Про требования увеличить боевое отделение или введение в экипаж заряжающего в данном отчете нет ни слова.

К вопросу о стойкости броневой защиты танка.
К вопросу о стойкости броневой защиты танка.

Собственно говоря, в тех же мифах находится и история насчет проходимости танка Т-60 по снегу. Способность этого танка якобы уверенно двигаться по снегу опровергают и совместные испытания, и сводки с фронтов. После утолщения брони удельная мощность Т-60 снизилась до 10,94 л.с. на тонну, у Т-70 этот показатель составлял 15,5 л.с. на тонну. Преимущество по подвижности стало еще более очевидным в ходе испытаний. При равной максимальной скорости, составившей 45 км/ч, средняя скорость Т-70 по шоссе составила 32 км/ч, а у Т-60 она не дотянула даже до расчетных 25 км/ч. Еще более существенной разницей стали испытания на проселке. Первый их этап, составивший 247 километров, проходил по ухабистому проселку в районе Пушкино. Сложный характер дороги привел к тому, что средняя скорость составила 12-14 км/ч, впрочем, Т-60 ехал еще медленнее. Позже было пройдено 106 километров по более ровным участкам, на них средняя скорость составила 20-24 км/ч. Т-60 не смог в тех же условиях развить и 20 км/ч. При прохождении данного этапа расход топлива Т-70 составил 160 литров на 100 километров.

Испытания на проходимость по снегу.
Испытания на проходимость по снегу.

Наиболее же показательным оказался третий этап испытаний. 50 километров Т-70 прошел по целине, которая была покрыта глубоким снегом. Глубина снежного покрова составляла 30-40 см, а на отдельных участках она превышала 51 см. Средняя скорость движения по самым сложным участкам составляла 13 км/ч, Т-60 ехал в 2 раза медленнее. По итогам полного пробега средняя скорость на данной местности составила 18-20 км/ч, а расход топлива 200 литров на 100 километров. При всём желании Т-60 таких результатов показать не смог. Т-70 оказался лучше своего предшественника по всем статьям. Неудивительно, что по итогам испытаний, которые закончились 24 февраля 1942 года, Т-70 рекомендовали к принятию на вооружение. Впрочем, комиссия почти сразу указала на необходимость работы по ходовой части. В ходе испытаний каких-то проблем не выявилось, но неприятности на перспективу выглядели очевидными. У Т-60 на один каток приходилась нагрузка 700 кг, а у Т-70 – 900 кг. Поэтому рекомендовалось заняться усилением ходовой части, на перспективу. Будущее показало правоту такого решения.

Что-то тут не так, не находите? По факту второй человек в башне потребовался летом 1942 года.
Что-то тут не так, не находите? По факту второй человек в башне потребовался летом 1942 года.

На вооружение Красной Армии Т-70 приняли 6 марта 1942 года. Уже к концу месяца ГАЗ подготовил первые танки, которые сдали уже в апреле. Освоение машины потребовало некоторого времени, кроме того, в ходе эксплуатации стали выявляться различные проблемы, которые привели к запуску малой и большой модернизации танка. Тем не менее, само по себе появление Т-70 стало правильным решением. Да, этот танк появился уже на закате карьеры машин легкого класса, он уступал "полноценным" танкам, таким, как Light Tank M3, тот же Т-50, Pz.Kpfw.38(t). Но как мобилизационная машина детище Астрова стало тем самым, что требовалось. Кроме того, не стоит забывать одну простую вещь. Дальнейшее развитие конструкции Т-70 привело к созданию модернизированной ходовой части. Без нее не появилась бы ни СУ-76, ни столь любимые некоторыми адептами "Т-60 не нужен" тягачи. Наконец, Т-70, как и Т-60, внесли свою лепту в Победу.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала и предоставленные документы

Список источников:

ЦАМО РФ

РГВА

РГАСПИ

Архив ГАЗ

Предыдущие статьи по советским легким танкам 1939-45 гг и машинам на их базе:

История опытного танка сопровождения Т-126 (СП-126), один экземпляр которого недавно восстановили в парке "Патриот"

Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)

К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26

История легкого танка Т-50, который создавался силами конструкторов Кировского Завода

История разработки огнеметной версии танка сопровождения Т-50

История серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50, или почему неудача с ним оказалась запрограммированной

История легкого танка Т-50, ныне находящегося в парке "Патриот"

Рассказ о легком танке Т-70, находящемся в экспозиции Музея отечественной военной истории

История советского легкого танка Т-70Б, модернизированной версии Т-70

История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70

Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. Савина

Зенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производство

Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70

Опытный образец легкого танка, который первым получил обозначение Т-80

История легкого танка Т-80, последнего советского легкого танка военного периода

Проект 20-тонного легкого танка И.В. Гавалова, прорабатывавшийся в конце 1944 года