Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Пониженный танк инженера Гавалова

Проект 20-тонного легкого танка И.В. Гавалова, прорабатывавшийся в конце 1944 года

На фоне того, что происходило в немецком танкостроении, советские разработки считаются довольно "спокойными". На самом деле это слегка не так. Даже если отбросить инициативные проекты, а также всякие ужасы из отдела изобретений, выяснится, что сумрачный немецкий гений далеко не такой уж и сумрачный. Да и вообще немцы известны своими вундерваффе больше потому, что их первыми сделали достоянием общественности. А так что у советских танкостроителей, что у их коллег в других странах, хватало всяких бронетанковых ужасов. Достаточно просто посмотреть на советские "бумажные" тяжелые САУ времен Великой Отечественной войны, чтобы понять, насколько у нас всё было весело. Особенно в случае с теми, кто не боялся придумывать что-то новое.

И.В. Гавалов, автор целой плеяды неординарных проектов боевых машин, часть из которых изготовили в металле.
И.В. Гавалов, автор целой плеяды неординарных проектов боевых машин, часть из которых изготовили в металле.

Одним из советских инженеров-танкостроителей, который не боялся экспериментов, был Игорь Валентинович Гавалов. Известен он благодаря боевой машине десанта БМД-1, неординарной машине, как и большинство его разработок. На фоне того, что создавал Гавалов ранее, БМД-1 смотрится как-то скучно. В активе Игоря Валентиновича имеется немало экзотичных танков, САУ и других боевых машин. В их числе оказался и проект легкого танка, датированный ноябрем 1944 года. Несмотря на то, что он был скорее концептуальным, некоторые идеи, которые предложил Гавалов, далее можно было увидеть в ряде перспективных боевых машин. 13 мая создателю БМД-1 исполняется 121 год со дня рождения, есть смысл вспомнить его смелую разработку.

ГАЗ-75 (СУ-85 ГАЗ), первый проект Гавалова, изготовленный в металле. "Пониженный" танк прорабатывался с учетом разработки этого танка.
ГАЗ-75 (СУ-85 ГАЗ), первый проект Гавалова, изготовленный в металле. "Пониженный" танк прорабатывался с учетом разработки этого танка.

Гавалов начинал свой трудовой путь инженером-конструктором на опытном заводе №185. Собственно говоря, в довоенный период опытный завод был главным рассадником советских бронетанковых монстров. На заводе №185 эксперименты приветствовались, что явно отразилось на подходе Гавалова. Осенью 1941 года он оказался в Горьком, где попал в КЭО ГАЗ им. Молотова. Здесь он работал под началом Н.А. Астрова. Первый самостоятельный проект Гавалова также был создан в Горьком. Им стала самоходная артиллерийская установка ГАЗ-75, машина крайне неординарная. Достаточно сказать, что при боевой массе легкой САУ Гавалов смог установить 85-мм орудие Д-5С-85, а толщина лобовой брони составляла 82 мм. По ряду причин, прежде всего нежелания руководства завода становиться танкостроительным заводом и после войны, работы по ГАЗ-75 свернули. Вместе с тем, работы по этой машине в полной мере повлияли на проект 20-тонного танка, который был разработан Гаваловым в ноябре 1944 года.

Хотелки ГБТУ КА по легкому танку начала 1944 года. Боевая масса постоянно росла, то же самое касалось и вооружения. К весне 1944 года "танкисты" захотели в легком танке 85-мм пушку.
Хотелки ГБТУ КА по легкому танку начала 1944 года. Боевая масса постоянно росла, то же самое касалось и вооружения. К весне 1944 года "танкисты" захотели в легком танке 85-мм пушку.

Следует отметить, что проект легкого танка был не совсем чтобы инициативным. Еще в июле 1943 года появился проект тактико-технических требований на новый легкий танк. Он сводился к тому, что из нафталина вынимался Т-50, но на новом техническом уровне. Главной проблемой стало то, что требования на танк постоянно росли. Боевая масса, изначально составлявшая 15 тонн, в конце 1943 года достигла отметки 20 тонн, а далее дошла до уровня 25 тонн. Менялось и вооружение: изначально предполагалась 76-мм пушка Ф-34, далее было решено поставить пушку С-54, а в начале 1944 года хотелки ГБТУ КА привели к тому, что потребовалась 85-мм пушка Д-5Т. На этом месте работы завода №174 (г. Омск), где разрабатывался новый танк, застопорились. Это и объясняет, откуда появилась идея создать танк с боевой массой 20 тонн и вооружением в виде 85-мм танковой пушки Д-5Т.

Три страницы описания и вот эта схема - всё, что предоставил Гавалов на обсуждение.
Три страницы описания и вот эта схема - всё, что предоставил Гавалов на обсуждение.

Следует сразу отметить, что проект носил концептуальный характер. Продольный разрез, разрез сверху на боевое отделение и объяснительная записка - это всё, что было подготовлено Гаваловым. То есть он предлагал не готовый эскизный проект, а скорее вектор развития танков. Основная идея заключалась в том, что классическая компоновка является для такого танка не совсем удачной. Размещение механика-водителя в корпусе требовало увеличения его высоты, что приводило к увеличению массы корпуса. Также влияла на высоту корпуса и силовая установка, но тут не всё так просто. Имелся опыт Т-26, где мотор лежал на боку. Высота корпуса, без учета подбашенной коробки, у этого танка составляла 772 мм, причем это не крайняя точка для мотора и системы охлаждения. Выводы из этого делались логичные: убрать механика-водителя из корпуса и поставить оппозитные моторы, спаренные по принципу силовой установки английского пехотного танка Matilda. Тип моторов не конкретизировался, как и не прорабатывалось подробной схемы МТО. Зато указывалось, что высота шасси по крыше подбашенной коробки составляет 850 мм.

Несмотря на то, что сравнение шло с Т-34, делал Гавалов легкий танк.
Несмотря на то, что сравнение шло с Т-34, делал Гавалов легкий танк.

При проектировании "пониженного" танка Гавалов опирался на опыт создания ГАЗ-75. Касалось это и размещения механика-водителя, которого разместили в башне, справа-спереди от орудия. В походном положении он ехал, высунувшись из люка, а в боевом смотрел через смотровой прибор в люке. Разница в том, что у ГАЗ-75 была неподвижная рубка, а тут башня кругового вращения. Чтобы постоянно сохранять обзор вперед, Гавалов проработал идею "капсулы", в которой механик-водитель размещался. Для обеспечения обзорности крыша башни делалась покатой во все стороны. Также башня имела выступ с правой стороны, чтобы обеспечивать необходимый простор для механика-водителя. Диаметр погона башни составил 1750 мм, по мнению автора, этого хватало для размещения экипажа из 4 человек. Их размещение было тем же, что и у ГАЗ-75: командир справа, за механиком-водителем, наводчик слева, за ним заряжающий. Установка вооружения также была похожа на ГАЗ-75. Боекомплект размещался в кормовой нише, а также в носовой части корпуса.

Реконструкция танка Гавалова. Видок у него, конечно, был еще тот.
Реконструкция танка Гавалова. Видок у него, конечно, был еще тот.

С точки зрения броневой защиты, подвижности и других параметров Гавалов свой проект не прорабатывал. Ходовая часть делалась с учетом разработки ГАЗ-75, при этом число опорных катков увеличилось до 7. Концептуальность разработки и стала главным препятствием на пути "пониженного" танка. С одной стороны, сама идея смотрелась интересно. Высота линии огня составляла 1225 мм, а общая высота - 1900 мм. С другой стороны, в ГБТУ КА указывали на целую массу недостатков проекта. Связаны они были с тем, что Гавалов предлагал идею, а не готовое решение. Возиться с идеей в ГБТУ не хотели, поэтому просто завернули идею. С учетом того, что на ГАЗ им. Молотова постепенно уходил от перспективнных военных разработок, шансы на подробную проработку танка отсутствовали. Да и сам Гавалов вскоре оказался в ВАММ им. Сталина. Довольно долгое время Игорь Валентинович занимался преподавательской деятельностью, лишь к началу 60-х годов снова вернувшись к полноценной работе на ниве танкостроения.

Основные претензии представителей ГБТУ КА, январь 1945 года. Вот ведь незадача, 2 года спустя появились и оппозиты, и размещение всего экипажа в башне...
Основные претензии представителей ГБТУ КА, январь 1945 года. Вот ведь незадача, 2 года спустя появились и оппозиты, и размещение всего экипажа в башне...

В заключение стоит отметить, что в ГБТУ КА как-то очень смело размахивали топором, потом тихо помалкивая. В случае с проектами Гавалова как-то прошло мимо, что идея ГАЗ-75 с размещением механика-водителя на крыше рубки вполне себе нашла применение. Смотрим на "Кировец-2", он же Объект 704, и умиляемся. Хотя больше умиления возникает по поводу "пониженного" танка. К 1947 году, совершенно внезапно, концепция танка с размещением всего экипажа в башне стала вполне актуальной. Включая и систему, при которой механик-водитель всегда смотрел вперед. Внезапно и оппозитный мотор, позволивший снизить высоту корпуса, нашел применение. Гавалова как-то вспоминать не стали. Видимо, товарищи Солонин, Букатин и Кульчицкий, которые в январе 1945 года хорошенько отпинали предложение Гавалова, не посчитали нужным вспоминать, чей проект был первым.

Список источников:

ЦАМО РФ

Архив И.Г. Желтова

Предыдущие статьи по советским легким танкам 1938-45 гг и машинам на их базе:

История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40

Трудный запуск Т-40 в серийное производство, а также большие испытания осени 1940 года, в которых принимали участие и женщины-танкисты

Т-40с, которого не было

Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60

Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5

К 80-летию принятия на вооружение Красной Армии малого танка Т-30

Популярно о том, почему появление летом 1941 года малого танка Т-60 оказалось единственно верным решением

Т-60 с башнями Т-30

История малых танков Т-60, выпускавшихся на Горьковском Автомобильном Заводе

История малого танка Т-60 производства завода №37 в Свердловске

История малых танков Т-60, выпускавшихся на территории завода №264

К 80-летию запуска работ по экранировке малого танка Т-60

Работы по повышению броневой защиты малого танка Т-60

История 37-мм танковой пушки ЗИС-19, которая создавалась для усиления вооружения малого танка Т-60

История легкого танка Т-45, попытки подольше продержать производство Т-60 в Свердловске

История появления опытного легкого танка ГАЗ-70, принятого на вооружение как Т-70

Рассказ о легком танке Т-70, находящемся в экспозиции Музея отечественной военной истории

История советского легкого танка Т-70Б, модернизированной версии Т-70

История опытного танка сопровождения Т-126 (СП-126), один экземпляр которого недавно восстановили в парке "Патриот"

Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)

К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26

История легкого танка Т-50, который создавался силами конструкторов Кировского Завода

История разработки огнеметной версии танка сопровождения Т-50

История серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50, или почему неудача с ним оказалась запрограммированной

История легкого танка Т-50, ныне находящегося в парке "Патриот"

История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70

Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. Савина

Зенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производство

История зенитного танка СЗУ, вполне удачной машины на базе Т-60, которому так и не суждено было стать серийным

Опытный образец легкого танка, который первым получил обозначение Т-80

История легкого танка Т-80, последнего советского легкого танка военного периода

Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70