Рождество Иисуса празднует весь христианский мир как один из самых главных праздников. Христиане говорят, что Иисус родился непорочно в Вифлееме от Девы Марии. Иисуса пришли проведать три волхва и три пастуха как спасителя человечества. Царь Ирод, узнав о рождении нового царя, велел убить всех младенцев, но семья Иисуса спаслась, бежав в Египет.
Если читать евангелия более внимательно, то окажется, что история о рождестве Иисуса является сборной солянкой из разных источников.
Ученые подвергают сомнению описание рождения Иисуса, потому что обстоятельства его появления на свет противоречат историческим данным: сомнительна история об избиении младенцев, также сомнителен сюжет о переезде Иосифа и Марии в Вифлеем для переписи.
Неточностей довольно много, но самое главное, что всю неразбериху с рождеством Иисуса можно объяснить с помощью мифов, на которых основано рождество. Начнем с Ветхого Завета.
Ветхозаветные мифы в сюжете о Рождестве Иисуса
Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки являются источниками сведений о рождении Иисуса (при этом в самом раннем евангелии, Евангелии от Марка, ничего про рождество Иисуса не сказано).
Мифология Матфея
В Евангелии от Матфея Иисус преподносится как спаситель, который освободит народ Израиля от рабства. Из-за этого у Матфея можно увидеть множество отсылок к ветхозаветной Книге Исход, которая посвящена пророку Моисею, освободившему еврейский народ из египетского плена.
Подобно истории о ветхозаветном Иосифе, сыне Иакова, Иосифу Обручнику снится сон о будущем рождении Иисуса Христа от его жены Девы Марии:
...ему во сне явился ангел Господень и сказал: – Иосиф, сын Давидов! Не бойся взять Марию в жены, потому что Младенец, что в ней, – от Святого Духа. (Матфей 1:20)
Затем Иосифу Обручнику снится сон о стремлении Ирода убить Иисуса:
Иосифу во сне явился ангел Господень и сказал: – Вставай, возьми Младенца и Его мать и беги с ними в Египет. Оставайтесь там, пока я не скажу, потому что Ирод собирается найти Младенца и убить Его. (Матфей 2:13)
Это явная параллель со спасением младенца Моисея от рук фараона из Книги Исход. Забавно, что Моисей с народом бежал из Египта, а семья Иисуса наоборот - в Египет.
Мифология Луки
Евангелист Лука использует другую ветхозаветную мифологию. Он ссылается на предание о царе Давиде. Для него Иисус - это новый царь Давид.
Лука начинает свое повествование подобно сюжету Книги пророка Самуила, который был тем, кто помазал на царство первых израильских царей - сначала Саула, затем Давида. Лука таким же образом сначала описывает рождение пророка Иоанна, затем переходит на рождество Иисуса.
Мать пророка Самуила, Анна, была бесплодна, как и мать пророка Иоанна - Елисавета. Но Бог наградил их сыновьями, которые затем предшествовали Давиду и Иисусу. Помазание Самуилом царя Давида - это основа для сюжета о крещении Иоанном Предтечи Иисуса Христа.
Иисус рождается в Вифлееме, городе Давида. Хотя исторически это довольно абсурдный момент в евангелии, об этом я пишу в статье "Почему Иисус не рождался в Вифлееме" (ссылка в конце). На восьмой день Иисуса принесли в Иерусалимский храм, где его встретила некая праведница Анна, она воскликнула, что этот малыш станет избавлением для Иерусалима.
Внебиблейские мифы
Один из популярных мифов Древнего Мира - рождение от девы, очевидно повлиял на рождественскую историю. Особое влияние на новозаветную историю оказал греческий мир со своей разнообразной мифологией.
Самым известным мифом о рождении человека от бога, который имеет явные параллели с рождеством Иисуса, является миф о Данае и Зевсе. Даная находилась в подземном доме своего отца, когда Зевс, восхитившись ее красотой, проник к ней в виде золотого дождя. От их союза родился герой Персей.
В древнегреческом мире этот миф был известен давно, уже в середине 1 тысячелетия до н.э. Данаю и золотой дождь изображали на вазах. После завоеваний Александром Македонским ближневосточных земель, миф должен был проникнуть в иудейскую среду.
Существуют другие мифы о рождении мальчиков от союза бога и девы. Их десятки. По этой теме можно написать отдельную статью. Но наверняка какая-либо из них оказала влияние на историю о непорочном зачатии Иисуса.
Таким образом, рождественская история основана на мифах как библейского, так и небиблейского происхождения.