Вообще, главный герой нашей истории Бастард Орлеанский - личность крайне разносторонняя. Его военным подвигам посвящена не одна часть нашей истории, но сейчас я предлагаю вновь вернуться к его дипломатическим талантам. И, хотя его предыдущая миссия к дофину в истории с женитьбой Людовика провалилась, тем не менее Карл срочно затребовал к себе верного камергера, когда в нем вновь возникла надобность.
Все дело в том, что незадолго до этого, а точнее летом 1450 года герцог Бретонский приказал долго жить. Как мы все понимаем, Бретань, как сухопутная граница между двумя странами-соперницами, была слишком важна для Франции, чтобы Карл отпустил сложившуюся ситуацию на самотек.
На самом деле все упиралось в феодальную присягу нового герцога. Оказывается, в средние века существовало два варианта подобной присяги: большая и малая. Помимо внешних различий в самом обряде, существовало одно глобальное по сути - при принесении большой присяги вассал поступал в полное и безраздельное подчинение к сюзерену и обязан был сражаться против всех его врагов без исключения. Малая же присяга таких шикарных условий не предполагала, ибо вассал сам решал, против каких врагов сюзерена он готов обнажить свой меч. Во избежание недопонимания бывало, что некоторые имена, против которых вассал отказывался выступать, даже прописывались в вассальном договоре. (Я только сейчас подумала: оказывается, даже в то далекое время существовали хитроумные стряпчие - юристы?)
Думаю, вы, дорогие читатели, уже поняли, к чему я веду: Карлу VII нужна была "большая присяга" от нового бретонского герцога и на помощь был срочно призван граф Дюнуа. Во время церемонии Бастард Орлеанский произнес торжественную речь, предваряющую присягу, в которой упомянул о повиновении против всех врагов, а затем пообещал поцелуй в уста от сюзерена. (А я все думала: откуда незабвенный Леонид Ильич взял свою смачную привычку??? 🙈😂😂 А вот откуда корни то идут! Из французского Средневековья!! 😂😂)
Однако Пьер Бретонский, чье прозвище говорило о недалеком уме, оказался если и не умным, то, как минимум, внимательным и ответил нашему Жану, что будет делать ровно то, что делали его предки. Так что затея провалилась, хоть Карл Бретонца все же и облобызал. 😂 Ну а наш герой сразу по окончании снова незаметно смылся покинул двор, ибо любви к шумным придворным празднествам у него так и не прибавилось. В этот раз путь его лежал в недавно отвоеванную Нормандию, которую ему, вместе со старым другом Пьером де Брезе, которого назначили наместником, необходимо было не только привести в порядок, но и обязать платить налоги. И следует отметить, что им это удалось. Но на очереди уже была новая цель.
Следующей весной все трое братьев Орлеанских были вызваны в королевский совет для обсуждения военной кампании по наступлению на Аквитанию. Попутно ушлый французский король втихомолку поддержал восстание в бургундском Генте (вероятно, чтобы герцогу Бургундскому было не очень скучно жить) и, судя по документам, наш Орлеанский пострел и тут поспел. Однако это было попутное дельце же, а основной задачей было наступление на юг и к весне 1451 года граф Дюнуа, вновь назначенный главнокомандующим, получил под свое начало десятитысячную армию. (А у меня вновь возник вопрос: почему один единственный Бастард заменял целый генштаб, объединенный с дипломатическим корпусом? Неужели кроме него и де Брезе Карлу больше не на кого было положиться?)
Что было дальше, дорогие читатели, вы можете из следующей части нашего средневекового "сериала", подписавшись на мой канал, чтобы гулять по свету и по истории вместе со мной. Предыдущие части можно найти здесь:
Мушкетер XV века (часть 61) Как Бастард Орлеанский дофина пытался женить
Мушкетер XV века (часть 60) О французской казне и реванше за Азенкур