Многие годы изучение сознания было вытеснена на периферию научных исследований. И совершенно непонятно почему.
Объяснения служителей церкви объяснимы. Но что же господа материалисты? А вот что – "Наука объективна, сознание субъективно, а, значит, наука о сознании невозможна».
И это серьезно? А как же преобразования природы и всего, что нас окружает? Ведь это дело рук человека. А раз рук, то значит и сознания! Как можно отделять человека от его сознания?
Другое дело, что изучение сознания – дело тонкое. Не всякому понятно, что именно надо изучать.
Является ли сознание биологическим явлением, таким, например, фотосинтез, деление клетки или акт пищеварения?
И каким инструментом надо залезть в мозг, чтобы понять, что там происходит?
В Германии, например, очень логично используют МРТ головного мозга. При этом активность мозга исследуется в сравнении: когда человек бодрствует, когда спит и под наркозом. Так вот, во время сна и бодрствования мозг постоянно меняет свою активность, а под наркозом не меняется.
Один из результатов исследований, проведенных в Институте медицинской психологии в Германии, можно выразить фразой: «Одно и то же явление может быть описано на нейробиологическом уровне, и, одновременно, на языке мыслей и намерений. Вот почему мысль приводит к материальным последствиям».
Абсолютно понятно. Но что дальше?
Источник: https://scientificrussia.ru/articles/mozhet-li-nauka-izuchat-soznanie
Остальные исследования этого института и их результаты ждут, как говорится, своих исследователей.
В Бельгии все конкретнее.
Стивен Лорис (Steven Laureys) – врач - невролог в университетской больнице Льежа. Используя радиоактивную глюкозу, ему удается отобразить мозговую активность пациентов в коме и лучше понять такую сложную концепцию, как сознание.
Исследование того, как работает мозг, долгое время было просто увлечением доктора Стивена.
Но вскоре он занялся и клиникой, поскольку часто нужно спасать людей на практике, а не в теории. И практика рождает свои вопросы.
Например, когда врачи спасают пациента, находящегося в коме после несчастного случая или ДТП, его сознание классифицируется очень просто: оно есть или его нет, есть ли реакция на раздражители или нет, есть ли заметное движение хоть какое-нибудь или нет?
А есть ли пограничные состояния? От ответа на этот вопрос зависит не только правильное лечение, но подчас и жизнь.
Оказалось, что наряду с теорией, важное значение имеют инструменты исследования, технические ноу-хау, позволяющие визуализировать, как работает мозг. И чем эффективнее инструменты, тем более подробными будут наблюдения и тем лучше будут результаты.
Доктора Стивен потратил годы на то, что понять, как уловить деятельность нейронных сетей. Как положить на бумагу или электронный носитель эту визуализацию и поизучать?
Ответ пришел неожиданно.
Доктор Стивен: «Для наших исследований мы используем радиоактивную глюкозу. Этот метод медицинской визуализации позволяет нам исследовать мозг пациентов, находящихся в коме».
Фтордезоксиглюкоза (ФДГ) - полное название 2-фтор-2-дезокси-D-глюкоза. При введении в препарат изотоп фтора18F название дополняется упоминанием 18F-ФДГ.
В настоящее время во всем мире радиоактивная глюкоза используется при диагностике раковых заболеваний, в частности, методом ПЭТ-КТ – позитронно – эмиссионная томография, совмещенная с КТ.
После введения препарата пациенту клетки опухоли интенсивнее остальных потребляют глюкозу, это позволяет зарегистрировать скопления опухолевых клеток.
И в методе доктора Стивена функция глюкозы почти аналогичная. С ее помощью пытаются визуализировать процессы, проходящие в мозгу пациента в коме.
Доктор Стивен и его команда специализируются на уточнении диагноза людям, находящимся в коме, потерявшим сознание или восстановившим лишь минимальный уровень сознания. Они также работают над прогнозом возможного выздоровления и лечением для стимуляции мозга.
Люди со всей Европы, которые вышли из комы, но не полностью приходят в сознание или испытывают в этом трудности, едут не в Германию, а в Бельгию, к Стивену Лорису на обследование. Используя комбинацию различных форм медицинской визуализации, команда Лориса анализирует состояние их мозга и делает прогноз возможного улучшения.
Одним из способов добиться выздоровления является использование электрических импульсов. Другим – вещество апоморфин. Это вещество вводится под кожу и стимулирует химические процессы в головном мозге у пациентов. Начальный этап исследований в небольшой группе пациентов дал некоторые обнадеживающие результаты. (Апоморфин, кстати, может быть использован для лечения алкоголизма всех стадий).
Клиническая диагностика и помощь пациентам, по словам Стивена Лориса, занимают много времени и внимания. Однако его конечная цель исследований - получить представление в реальном времени о миллиардах связей мозга и о том, как он работает.
В 2020 году Стивен Лорис получил из Фонда короля Бодуэна престижную награду Generet в размере миллиона евро как одному из ведущих исследователей в области исследований редких заболеваний. Премия была вручена профессору Лорису Ее Королевским Высочеством принцессой Астрид.
Помимо того, что он ученый, Стивен Лорис также является автором нескольких книг о функционировании человеческого мозга.
Если вам понравился материал, то оцените его и не забудьте подписаться на канал. Спасибо за внимание!
https://zen.yandex.ru/id/5ffb100597f80a7d5066acc9?lang=ru&clid=300