Русский язык — это не свод пыльных правил, которые надо выучить и положить на полку. Это инструмент, которым мы пользуемся постоянно, и именно это мы должны показать детям и научить их пользоваться средствами языка для работы с совершенно разными текстами.
На своих занятиях я обязательно провожу такую работу, причем тексты использую и художественные, и научно-популярные, и публицистические. Часто они содержат сведения из других наук: физики, химии, астрономии, географии, биологии и т.д. Работая с такими текстами, мы устанавливаем на своих уроках межпредметные связи. Для работы лучше подбирать интересные тексты из различных научно-популярных детских энциклопедий, а не из школьных учебников.
Как я организую работу с текстами?
Я даю детям текст и предлагаю провести с ним комплексную работу. В этот комплекс могут входить самые разные задания, но среди них обязательны два блока заданий: 1) на орфографию и пунктуацию; 2) на понимание смысла.
Чтобы проверить, как ребенок понял текст, можно, конечно, использовать обычные вопросы, но я поступаю по-другому. Я предлагаю ребятам найти в нем определенную информацию и каким-то образом ее интерпретировать или смоделировать.
Например, можно предложить ученикам найти в тексте нужные сведения и заполнить таблицу или схему, составить паспорт, справку, инструкцию, чек-лист, написать пост для соцсети и др.
Можно составить задание так, что ученик, работая с информацией из текста, столкнется с трудностью, которая заставит его использовать другие источники (ниже будут приведены примеры таких заданий).
Предлагаю практический материал, который любой учитель-словесник может использовать на своих уроках или внеурочных занятиях во втором полугодии 7 класса.
Практическая работа с текстом № 1
1. Прочитайте текст.
2. Придумайте заголовок к тексту.
3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие запятые.
(заголовок) ____________________________________
Люди д…вно мечтали о самодвиж...щейся повозке для которой не нужны лошади. И вот в 1770 году по…вился первый автомобиль. Создал это чудо техники французский вое(н,нн)ый инж…нер Николя́ Жозе́ф Кюньо́. Машина т…щила груз весом до трёх то(н,нн) со скоростью 4 ки(л,лл)ометра в час. Она была предн…значена для перево…ки арти(л,лл)ерийских орудий. Двигателем ей служила п…ровая машина без топки. Под к…тлом разв…дили костёр грея воду. Т…рмоза тогда ещ... (не) изобр…ли. На одном из и…пытаний машина на полном ходу врезалась в каме(н,нн)ую стену — и уц…лела! Она ок…залась крепче стены.
(Большая энциклопедия открытий и изобретений)
4. Используя информацию из текста, составьте «Технический паспорт первого автомобиля».
- Год выпуска
- Создатель
- Грузоподъёмность
- Назначение
- Двигатель
- Топливо
- Недостатки
- Результаты тест-драйва
5. Ответьте на "хитрые вопросы".
- Как вы думаете, для перевозки каких именно артиллерийских орудий могла использоваться машина в 1770 году? (При необходимости обратитесь к Интернету, чтобы выяснить, какие орудия существовали в это время).
- Как вы думаете, что использовалось в качестве топлива для костра?
- Выясните, сколько тонн в среднем может перевозить современная грузовая машина? Во сколько раз современный грузовик мощнее первого экземпляра? (При необходимости обратитесь к Интернету, чтобы выяснить грузоподъемность некоторых современных грузовиков).
6. Определите части речи выделенных слов.
Практическая работа с текстом № 2
1. Прочитайте текст. Определите тему текста (о чём он?).
2. Озаглавьте текст.
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание слов.
4. Расставьте запятые и объясните их постановку.
5. Используя информацию из текста, заполните таблицу:
(заголовок) _______________
В этот жаркий летний день два удава лёжа на большом мшистом камне грелись мирно переваривая недавно проглоче(н,нн)ых кроликов. Один из них был старый одноглазый удав по кличке Косой. Другой был совсем ю(н,нн)ый удав и не имел ещё н…какой клички. Вокруг отдыхающих удавов расст…лались густые тр…пические леса р…сли кокосовые пальмы п…рхали бабочки вел…чиной с маленькую птичку. Вспыхивая разноцветным оп…реньем с дерево на дерево перел…тали попугаи даже на лету не перест…вая тараторить. Иногда на в…ршинах деревьев взвизгивали обез…яны после чего разд…вался со(н,нн)ый рык. Обез…яны перех…дили на ш…пот но потом забывшись опять нач…нали взвизгивать. Впрочем, два удава отдыхая на мшистом камне (не) обращали вн…мания на их визги.
(По Ф. Искандеру)
Примечание
При работе со вторым текстом у учеников возникает вопрос: чей рык раздавался? В тексте об этом нет ни слова.
Здесь можно провести целую исследовательскую работу. Дети могут предположить, что рык принадлежал хищнику. Какому именно? Можно обратиться к произведению Фазиля Искандера "Кролики и удавы", по мотивам которого составлен текст. В оригинале предложение звучит так: "Иногда на вершинах деревьев трещали ветки и взвизгивали обезьяны, после чего раздавался сонный рык дремлющего поблизости льва". Казалось бы, вопрос решен. Однако, если отправить ребят к различным источникам о львах, то можно выяснить, что в рассказе допущена фактическая ошибка: львы в тропических лесах не живут.
Такую работу с текстами ученики очень любят и с удовольствием ее выполняют.
Карточки с текстами, заданиями и овтетами можно скачать здесь и здесь.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".