Найти тему
Живопись

Двадцать девять картин Степана Федоровича Колесникова

Пейзажи художника Степана Фёдоровича Колесникова уникальны. Ибо производят совершенно разное впечатление в зависимости от того, как именно вы собираетесь ими любоваться.

Состоящие из великого множества малых деталей, картины полнятся игрой света и цвета, линий и контрастов, чётких границ и мягких переходов. Хитросплетения ветвей кажутся лабиринтами, в которых то и дело блуждают порывы ветра. Послушные капризам воздушной стихии, невесомые тени разбегаются по гибким стволам, по напитанной весенней влагой земле, по волнам кланяющихся в пояс весенних трав или искрящейся снежной глади. Повсюду — тихое движение и объёмная лёгкость, мерный ритм дыхания живой природы...

Колесников Степан Федорович, «Осень»,1905,  холст, масло, 107 х 142 см, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Колесников Степан Федорович, «Осень»,1905, холст, масло, 107 х 142 см, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Колесников Степан Федорович, «Волк в снегу», холст, масло, 76,5 x 109,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Волк в снегу», холст, масло, 76,5 x 109,5 см, частная коллекция

Именно так ощущаются картины художника Колесникова, если разглядывать их вблизи. Если, вслед за гениальным Ильей Ефимовичем Репиным и целым рядом экспертов-искусствоведов той эпохи, стремиться получать удовольствие именно от технической составляющей этих композиций.

Колесников Степан Федорович, «В старой усадьбе», 1909, холст, масло, 153 х 207 см, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Колесников Степан Федорович, «В старой усадьбе», 1909, холст, масло, 153 х 207 см, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Но стоит сделать шаг назад, постараться охватить любое произведение Колесникова единым взглядом — и восприятие моментально меняется. На смену великому множеству взаимодействующих «по месту» объектов и явлений приходит единое авторское послание. Причём крайне целостное и стройное. Приходит восприятие живописи Степана Фёдоровича как искусства, граничащего с современным пониманием дизайна. Взять, к примеру, любимую мастером концепцию (скорого и неизбежного) наступления весны. Данная тема красной нитью проходит через большинство пейзажей Колесникова. В ней — тоска художника по оставленной Родине. Восприятие России как доброго, светлого, жизнеутверждающего начала и надежда на скорые перемены к лучшему. Скорее философия и эстетика, чем факт и впечатление...

Колесников Степан Федорович, «Лунная ночь», холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Колесников Степан Федорович, «Лунная ночь», холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Колесников Степан Федорович, «Этюд», фанера, масло, 49,5 х 52 см, Калужский музей изобразительных искусств
Колесников Степан Федорович, «Этюд», фанера, масло, 49,5 х 52 см, Калужский музей изобразительных искусств

Или вот ещё пример. В стремлении придать своим грёзам об идеальной России дореволюционного образца убедительную глубину, мастер сделал ставку на обобщённый стиль, усиленный достоверными деталями. Обратите внимание, дорогой читатель: фирменное «кружево» древесных крон Колесникова надёжно удерживается в пространстве композиции солидными основаниями стволов и неизменным светлым фоном. Невесомость небесного свода уравновешивается медлительной солидностью плывущих по нему облаков. Эти щедро залитые светом композиции никогда не распадаются на отдельные эпизоды. Напротив, прочно стоят на «трёх китах» академичности: выверенном ракурсе, размеренном повествовании и умеренном ритме чередования доминант.

Колесников Степан Федорович, «Церковь», 1904, холст на картоне, масло, 48 х 38 см, Костромской ГИА музей-заповедник
Колесников Степан Федорович, «Церковь», 1904, холст на картоне, масло, 48 х 38 см, Костромской ГИА музей-заповедник

Даже сам жанр пейзажа здесь чётко отделён от (простите за тавтологию) жанровой живописи. Чем? — да той же абстрактностью человеческих образов, встречающихся на полотнах мастера. Ибо социально- психологическую компоненту своих работ Степан Фёдорович Колесников предпочитал строить на живописном величии южно-русской природы, доверяя лишённым портретных черт крестьянам лишь вспомогательную миссию фигур, оживляющих пейзаж...

Колесников Степан Федорович, «За грибами», 1909, холст на картоне, темпера, 17,5 х 21,5 см, Тульский музей изобразительных искусствных искусств
Колесников Степан Федорович, «За грибами», 1909, холст на картоне, темпера, 17,5 х 21,5 см, Тульский музей изобразительных искусствных искусств
Колесников Степан Федорович, «Крестьяне у озера», карандаш и гуашь на бумаге, выложенной на картон, 29,5 х 40 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, «Крестьяне у озера», карандаш и гуашь на бумаге, выложенной на картон, 29,5 х 40 см, частная коллекция, Европа

Многие работы Степана Фёдоровича так и остались незавершёнными. Что, конечно же, печалит. Однако, благодаря дошедшим до нас наброскам можно смело утверждать: стиль мастера временами балансировал на тонкой грани между живописью и графикой. Хотя справедливости ради отметим: первая всегда побеждала. В принципе (будь наша воля), мы были бы готовы рассматривать рисунки Колесникова как вполне самостоятельные и самодостаточные произведения. Из которых получилась бы отдельная экспозиция, достойная лучших музеев России и мира. Но увы, «большие люди» вряд ли прислушаются к мнению рядовых коллег...

Колесников Степан Федорович, «Осень», оргалит, масло, 35.5 x 45.5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Осень», оргалит, масло, 35.5 x 45.5 см, частная коллекция

Так или иначе: живопись Колесникова — это потрясающее явление, имеющее сразу несколько измерений собственной ценности. Адепты виртуозной техники точнейших и мельчайших, почти что «репинских» мазков, особенно высоко ценят техническую составляющую полотен Степана Федоровича. Любителям классических весенних пейзажей его творения напоминают о том, какое великое множество оттенков настроения таит в себе эта коричневато-синяя гамма, нашедшая воплощение на полотнах мастера. Ну а тем, кто (заново) открывает для себя это громкое имя, прославившее отечественную живописную школу далеко за пределами России, наверняка будет интересно проделать тот «фокус», о котором мы говорили в начале статьи. То есть сравнить впечатления от первого взгляда на полотна Колесникова с их последующим развитием в ходе неторопливого, подробного созерцания. Удивительный опыт, сравнимый с постепенным раскрытием мягкого эстетико-эмоционального послевкусия, контрастирующего с яркостью первого впечатления.

Колесников Степан Федорович, «Город на юге России», холст, масло, 47,5 х 65,5 см, частная коллекция, Израиль
Колесников Степан Федорович, «Город на юге России», холст, масло, 47,5 х 65,5 см, частная коллекция, Израиль
Колесников Степан Федорович, «Ранней весной. Садоводы», 1916, бумага, темпера, 43.5x55.5 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Колесников Степан Федорович, «Ранней весной. Садоводы», 1916, бумага, темпера, 43.5x55.5 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Колесников Степан Федорович, «На Вилии. Летний пейзаж», 1912, холст, масло, 84 х 97 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Колесников Степан Федорович, «На Вилии. Летний пейзаж», 1912, холст, масло, 84 х 97 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Колесников Степан Федорович, «Зимний рынок», картон, масло, 33 x 46 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Зимний рынок», картон, масло, 33 x 46 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Возвращение зимой», гуашь на доске, 62,7 x 48,6 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, «Возвращение зимой», гуашь на доске, 62,7 x 48,6 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, «Пасха в армии», карандаш и гуашь на бумаге, выложенной на картон, 31 х 24,5 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, «Пасха в армии», карандаш и гуашь на бумаге, выложенной на картон, 31 х 24,5 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, «Открытые поля», гуашь на бумаге, выложенной на доску, 38,5 x 62,5 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, «Открытые поля», гуашь на бумаге, выложенной на доску, 38,5 x 62,5 см, частная коллекция, Европа
Колесников Степан Федорович, без названия
Колесников Степан Федорович, без названия
Колесников Степан Федорович, «Катание на санях», гуашь на картоне, 49,5 x 64,1 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Катание на санях», гуашь на картоне, 49,5 x 64,1 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Старик чинит сеть», дерево, масло, 49,5 х 64 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Старик чинит сеть», дерево, масло, 49,5 х 64 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «На полях», гуашь на бумаге, выложенной на доску, 14,2 x 27,9 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «На полях», гуашь на бумаге, выложенной на доску, 14,2 x 27,9 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Прачки», дерево, масло, овал, 39.2 х 50 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Прачки», дерево, масло, овал, 39.2 х 50 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Мост у пруда», гуашь на бумаге, 28,5 х 25,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Мост у пруда», гуашь на бумаге, 28,5 х 25,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Зима в деревне», гуашь, дерево. 36.8 x 49.5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Зима в деревне», гуашь, дерево. 36.8 x 49.5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Прачка-крестьянка», картон, гуашь, 31 х 39,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Прачка-крестьянка», картон, гуашь, 31 х 39,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, Греков Митрофан Борисович, 1908 (?), картон, масло, 33 х 45 см, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Колесников Степан Федорович, Греков Митрофан Борисович, 1908 (?), картон, масло, 33 х 45 см, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Колесников Степан Федорович, «Крепость в снегу», холст, масло, 79 x 108,8 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Крепость в снегу», холст, масло, 79 x 108,8 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Восточная Сцена», темпера, дерево, 30 х 39,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Восточная Сцена», темпера, дерево, 30 х 39,5 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Конь и наездник. Туркестан», холст, масло, 71,1 x 88,9 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Конь и наездник. Туркестан», холст, масло, 71,1 x 88,9 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Танцующие женщины», гуашь на доске, 49.5 x 64.8 см, частная коллекция
Колесников Степан Федорович, «Танцующие женщины», гуашь на доске, 49.5 x 64.8 см, частная коллекция

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо.