О самой главной ошибке в комментарии, которую допускают многие одиннадцатиклассники, я писала несколько дней назад здесь:
Выступая на Всероссийской онлайн-конференции "Итоговая аттестация 2022" 27 января, Роман Анатольевич Дощинский несколько раз подчеркнул, что один неверно подобранный пример лишает выпускника сразу 4 баллов по К2. Поэтому основная задача одиннадцатиклассника - постоянно держать в голове заявленную проблему и не отступать от неё ни на шаг. Для наглядности Роман Анатольевич познакомил слушателей с реальным сочинением по тексту Солоухина об исторических памятниках, где второй пример не был засчитан из-за несоответствия проблеме:
Выпускник выделил проблему разрушения архитектурных памятников.
В качестве 1-го примера рассказал о Сухаревой башне (засчитан).
Во 2-м примере - о вырубке городских деревьев (не засчитан, так как не иллюстрирует проблему разрушения архитектурных памятников).
Далее Роман Анатольевич предостерёг выпускников от типичных пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
Пунктуация (К8).
Целый арсенал пунктуационных ошибок связан с цитированием:
- "повисшие цитаты" (без слов автора)
- потеря закрывающей кавычки
- смешение прямой и косвенной речи.
Кроме того, есть любители поставить запятую после "псевдовводных" слов: "однажды", "однако" в значении "но" и т.д.
Общий совет выпускникам от докладчика: не усложняй сам себе жизнь! (имеется в виду: не строй громоздкие конструкции с несколькими придаточными).
Грамматические ошибки (К9)
Самая распространённая ошибка, связанная с управлением - "рассуждая над проблемой"
- размышлять можно и НАД проблемой, и О проблеме
- рассуждать только О проблеме.
Часто в сочинениях выпускников встречается немотивированная парцелляция (например, придаточное без главного).
Речевые ошибки (К10)
- тавтология
- речевая недостаточность
- нарушение лексической сочетаемости
Роман Анатольевич привёл в пример предложение с речевой ошибкой: "Слова утешения - необходимая вещь". "Слово "вещь" можно употреблять только в первичном значении", - заявил докладчик. И тут же добавил: "Нельзя о таких вещах, как "слова", "любовь", "дружба", говорить, что это вещь". В этом месте я улыбнулась.
Основные фактические ошибки (К12):
- путаница жанров
- ошибка в инициалах
Не сказала бы, что услышала много новой и полезной информации, зато убедилась, что не пропустила ничего важного.
Если вам близка тема подготовки к ЕГЭ по русскому языку, подписывайтесь на канал "Люблю читать, люблю писать" (специалисты из техподдержки Дзена утверждают, что эта волшебная фраза поможет каналу существовать долго и счастливо - без неё никак не обойтись).
Ссылки на полезные публикации можно найти здесь:
Всем хорошего настроения и здоровья. Ушла смотреть Олимпиаду. Не теряйте. Скоро вернусь.