Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Самые распространённые ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку (продолжаю транслировать мысли Дощинского)

О самой главной ошибке в комментарии, которую допускают многие одиннадцатиклассники, я писала несколько дней назад здесь:

Выступая на Всероссийской онлайн-конференции "Итоговая аттестация 2022" 27 января, Роман Анатольевич Дощинский несколько раз подчеркнул, что один неверно подобранный пример лишает выпускника сразу 4 баллов по К2. Поэтому основная задача одиннадцатиклассника - постоянно держать в голове заявленную проблему и не отступать от неё ни на шаг. Для наглядности Роман Анатольевич познакомил слушателей с реальным сочинением по тексту Солоухина об исторических памятниках, где второй пример не был засчитан из-за несоответствия проблеме:

Выпускник выделил проблему разрушения архитектурных памятников.
В качестве 1-го примера рассказал о Сухаревой башне (засчитан).
Во 2-м примере - о вырубке городских деревьев (не засчитан, так как не иллюстрирует проблему разрушения архитектурных памятников).
Древние стены Суздаля. Фото из личного архива автора
Древние стены Суздаля. Фото из личного архива автора

Далее Роман Анатольевич предостерёг выпускников от типичных пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Пунктуация (К8).

Целый арсенал пунктуационных ошибок связан с цитированием:

  • "повисшие цитаты" (без слов автора)
  • потеря закрывающей кавычки
  • смешение прямой и косвенной речи.

Кроме того, есть любители поставить запятую после "псевдовводных" слов: "однажды", "однако" в значении "но" и т.д.

Общий совет выпускникам от докладчика: не усложняй сам себе жизнь! (имеется в виду: не строй громоздкие конструкции с несколькими придаточными).

Грамматические ошибки (К9)

Самая распространённая ошибка, связанная с управлением - "рассуждая над проблемой"

  • размышлять можно и НАД проблемой, и О проблеме
  • рассуждать только О проблеме.

Часто в сочинениях выпускников встречается немотивированная парцелляция (например, придаточное без главного).

Речевые ошибки (К10)

  • тавтология
  • речевая недостаточность
  • нарушение лексической сочетаемости

Роман Анатольевич привёл в пример предложение с речевой ошибкой: "Слова утешения - необходимая вещь". "Слово "вещь" можно употреблять только в первичном значении", - заявил докладчик. И тут же добавил: "Нельзя о таких вещах, как "слова", "любовь", "дружба", говорить, что это вещь". В этом месте я улыбнулась.

Основные фактические ошибки (К12):

  • путаница жанров
  • ошибка в инициалах

Не сказала бы, что услышала много новой и полезной информации, зато убедилась, что не пропустила ничего важного.

Если вам близка тема подготовки к ЕГЭ по русскому языку, подписывайтесь на канал "Люблю читать, люблю писать" (специалисты из техподдержки Дзена утверждают, что эта волшебная фраза поможет каналу существовать долго и счастливо - без неё никак не обойтись).

Ссылки на полезные публикации можно найти здесь:

Всем хорошего настроения и здоровья. Ушла смотреть Олимпиаду. Не теряйте. Скоро вернусь.