Селимгирей Сеидханович Джантюрин (1864–1926) – общественный и политический деятель. Из дворян Уфимской губернии, потомок казахских ханов. Один из лидеров мусульманского либерального движения. Депутат Государственной думы 1-го созыва от Уфимской губернии, член мусульманской фракции. После роспуска Думы подписал «Выборгское воззвание» от 10 июля 1906 г., в результате чего был приговорен к трехмесячному тюремному заключению.
С.С. Джантюрин обладал разносторонними интересами, в нем сочетались разные достоинства. Отзывчивость, милосердие, трудолюбие, верность, ответственность – вот те качества, которые были присущи ему. Вспомним интересные факты из жизни и деятельности общественного деятеля.
1. Состоял гласным Белебеевского уездного земского собрания (1894–1902) и два трехлетия Уфимского губернского земского собрания (1897–1900, 1900–1903).
2. Состоял членом комиссии «Приюта престарелых мужчин и мальчиков магометан с русско-татарской школой», членом правления «Уфимского отдела Всероссийской Лиги для борьбы с туберкулезом», почетным попечителем лечебницы при «Отделении Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых». С 1908 г. – председатель правления «Попечительства о бедных мусульманах г. Уфы». Джантюрин был щедрым благотворителем, в частности вложил свои средства на содержание медресе («Галия», «Усмания») и в издание татарских газет.
3. 10–15 апреля 1905 г. в г. Уфе состоялось совещание имамов округа ОМДС. На повестке дня стоял вопрос о составлении обращения в адрес правительства о нуждах религиозных институтов. Был подготовлен итоговый документ курултая, однако, текст имел изъяны. Для редактирования документа муфтий М. Султанов учредил «смешанную» комиссию в составе 11 человек. В ее состав вошел и непременный член Уфимского губернского присутствия Джантюрин.
4. Осенью 1907 г. в Уфе на улице Уфимская для медресе «Галия» было возведено новое здание менее чем за полгода. Несмотря на то, что в октябре строительство уже закончилось, необходимо было приложить немало усилий для приведения строения в жилое состояние. Джантюрин, желая поскорее высушить помещение, регулярно осматривал здание, сам затапливал печь. 18 ноября 1907 г. состоялось торжественное открытие нового здания медресе.
5. В декабрьском номере 1907 г. газеты «Казан мөхбире» сообщалось, что в Уфе молодежь поставила спектакли – пьесы «Мәгънәсез тормыш» («Бессмысленная жизнь», переводная), «Хан тормышы» («Жизнь хана»). У истоков этого дела стояли Суфия Джантюрина, Магипарваз Алкина и Джантюрин. Отмечалось также, что зрителей было много, спектакли всем очень понравились.
6. В мае 1911 г. в Уфе прошли юбилейные торжества по случаю 25-летия службы в должности оренбургского муфтия и 50-летия государственной службы М. Султанова. Джантюрин был избран председателем комитета по разработке Программы юбилейных мероприятий. Однако, ввиду болезни своей супруги Суфии ханум, в дни юбилейных торжеств он был вынужден уехать из города. Впоследствии данный комитет (в том же составе; по некоторым сведениям, он состоял из 16 человек) занимался разработкой проекта устава «Уфимского Дарульмугаллимина "Султание"» и «Уфимского Дарульмугаллимата "Султание"» (мужской и женской учительских школ).
7. 17 апреля 1912 г. в медресе «Галия» состоялось первое чтение на татарском языке с использованием диапроектора («волшебный фонарь»), организованное земскими деятелями. Перед началом мероприятия Джантюрин выступил с кратким обращением к присутствующим. Он подчеркнул, что губернское земство, желая в дальнейшем организовать народные чтения на татарском языке, решило провести в стенах медресе апробацию этого проекта, и поэтому было бы желательно по окончании чтения получить от них отзывы. Чтение прошло с успехом: по мнению слушателей, оно было «прекрасно организовано».
8. В начале 1913 г. более 50 шакирдов покинули медресе «Галия». Событие мгновенно получило широкий общественный резонанс, активно обсуждалось в печати. Джантюрин, будучи руководителем попечительского совета при медресе «Галия» (до августа 1915 г.), выступил и сам по этому поводу в газете «Вакыт» (№1192). Автор, рассуждая о шакирдском протесте, стремился пролить свет на события и дать свою оценку. По его мнению, такое социальное поведение шакирдов неприемлемо.
«Реформа медресе – это большое дело, и одного желания реформы мало: нужны силы и деньги. Если только все это найдется, найдется и путь к введению порядка», – подчеркнул он.
9. 18 октября 1913 г. в Уфе вышел первый номер газеты «Тормыш». В 20-х числах июня 1914 г. редактор газеты М.-В.Новрузов уехал из Уфы, однако, вернуться вовремя уже не смог. Временно исполняющим обязанности редактора стал Г.Шнаси. К концу лета основанная на паевых началах газета испытывала большие трудности. Тогда сотрудники редакции отправили телеграмму Джантюрину. Он оперативно приехал в Уфу и связался с Кутлуг-Мухамед Алкиным (уже в октябре 1914 г. газета сменила хозяина). Так, благодаря их действиям татарская газета успешно продолжила свою деятельность.
10. В 1910-е гг. на страницах национальной прессы развернулась дискуссия на тему «Мәктәпме, школамы?» Как видно из названия, мнения мусульман разделились: сторонники школы выступали за придание мектебам государственного характера, а их оппоненты – сторонники мектеба – за воспитание подрастающего поколения в духе национальных ценностей. Перу Джантюрина принадлежали статьи по этому вопросу, опубликованные на страницах татарских газет, в которых автор выступал как сторонник мектеба.