Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Каждое произведение искусства есть «проступок»?

Есть следующая цитата Теодора Адорно (1903 - 1969), немецкого композитора, философа и музыковеда.

Jedes Kunstwerk ist eine abgedungene Untat.

Иногда её переводят даже как «за каждым произведением искусства стоит несовершённое преступление». Это звучит странно, конечно.

Это утверждение может означать (вероятно), что каждое произведение искусства вдохновлено мыслью о «преступлении». Или, возможно, произведение искусства «заменяет» преступление.

Произведения искусства, по крайней мере те, которые одобряет Адорно, отклоняются от норм общества. Они переоценивают ценности и провоцируют зрителей или слушателей делать то же самое. Они показывают, что то, что называется хорошим, часто бывает плохим, а то, что кажется плохим, может оказаться внезапно хорошим.

Например, «жуткие» или «нелепые» картины Пикассо, вероятно, неявно оспаривают авторитет традиционного искусства. Однако, картины Пикассо не являются «преступными». Демонстрацией такого искусства никакое преступление не совершается. Тем не менее это подрывает то, что когда-то было эстетическим «законом и порядком». Это «несовершенное преступление».

Можно ли согласиться с этим утверждением Адорно? Не совсем.

Во-первых, не каждое произведение искусства предназначено для подрыва авторитета какого-либо другого произведения искусства или эстетики. Но Адорно, вероятно, и не хотел этого утверждать. Это просто некий «росчерк», призванный усилить силу и драматизм афоризма.

Вероятно, на самом деле Адорно имел в виду, что сегодня имеют значение только те произведения искусства, которые представляют собой «несовершённые преступления». То есть те произведения, которые отказываются признавать авторитет господствующих художественных институтов, практик и ценностей.

Можно не согласиться и с этим, потому что тот факт, что некоторые институты обладают авторитетом, нельзя автоматически «засчитывать» против них. Проблема может находиться лишь в незаслуженном авторитете или злоупотреблении авторитетом.

Что ещё более важно, сомнительно, имеет ли искусство сегодня вообще какой-либо авторитет, заслуженный или нет. В мире искусства, где «всё позволено», трудно что-либо оспорить или даже подвергнуть сомнению.

По материалам поста (англ.).

Мнения комментаторов

Возможно, слова Адорно являются отсылкой к высказыванию, приписываемому Бальзаку: «За каждым большим состоянием стоит большое преступление». На самом деле Бальзак писал: «Секрет большого состояния без видимой причины — это преступление, забытое, потому что оно было совершено должным образом» («Отец Горио»).

***

Возможно, вообще нет смысла предполагать, что Пикассо бросает вызов авторитету классической живописи или скульптуры эпохи Возрождения, и тому подобное.

Дело в том, что кубизм — это совсем другой художественный язык, чем тот, на котором говорят вышеупомянутые произведения. И это язык, который никоим образом не был изобретен Пикассо ex nihilo («из ничего»), хотя Пикассо и сделал важное вмешательство в его историю. Более ранние этапы в истории кубизма включали и других важных художников.

Не может быть, чтобы кубизм даже потенциально мог выглядеть как греческая или итальянская скульптура, классическая или вдохновлённая классикой. Начнём с того, что кубизм смотрит на объекты с множества точек зрения и поэтому требует иной денотативной практики и иных способов разметки холста. Так же, как и живопись эпохи Возрождения, он проходит через развитие и эволюцию, и он не статичен. Пикассо не мог быть больше похож на Родена, чем Эль Греко мог быть похож на Микеланджело. Кроме того, кубизм, учитывая его мультиперспективность, приближается к движению.

Пикассо бросает вызов авторитетам не больше, чем африканская музыка бросает вызов музыке Бетховена или наоборот. Когда-то в XIX веке считалось, что чьи-то работы непременно воплощают «высший стандарт» художественных достижений. Это больше не так.