Когда малыш разговаривает на одному ему известном, непонятном языке, окружающие его взрослые умиляются, улыбаются, чуть ли не между собой игру-угадайку устраивают, предполагая и перебирая, что малыш имеет в виду.
Ну, например, в семье одного из моих воспитанников (ребят разного возраста с ограниченными возможностями) одна только мама точно знала, что "па-ись" - это колбаса, а "бы-боу" - это рыба.
Обычное явление, ничего страшного
А потом, когда ребенок, вполне смышленый и неглупый, становится старше, то подобные "каляки-маляки" в речи ребенка, наконец, начинают родителей настораживать. Одни - разворачивает усиленную борьбу с непонятными прозвищами, которыми ребенок обзывает обычные предметы, криками и резкими замечаниями, другие - берутся за специальную литературу и учат ребенка правильно говорить по инструкциям проверенных авторов, третьи - обращаются к логопеду и работают по его рекомендациям. А есть и такие, кто не видит в этом проблемы: "И что? Со временем сам научится". Или: "Да его папа вообще нормально начал говорить только ближе к 6 годам".
Софийка
В нашем учреждении для особенных детей была такая девочка Софийка. Само очарование, умница-красавица, но вот речь... говорила быстро, громко, эмоционально, восторженно. Но непонятно! Ни слова почти.
Когда ребята на занятии рисовали открытки для любимых бабушек, воспитательница спросила Софийку:
- "А как зовут твою бабушку?"
- "Яя", - ответила Софийка, причем с ударением на первое "я".
- "Тая? Галя?" - переспросила воспитатель, но девочка отрицательно замотала головой.
- Тогда воспитатель высказала новое предположение: "Лара?"
- "Неее! Яя!" - рассерженно буркнула София, еще и так агрессивно, как будто чем-то обидели.
- "Наверное, Яна", - шепнула мне воспитатель, а громко вслух сказала: "Ну ладно, Яя - так Яя".
Это не конец истории
Тёма
К моей бывшей соседке по кабинету ходил шестилетний мальчик с РАС на занятия по игротерапии. Тёма мало что понимал, словарь (если можно так назвать), увы, не соответствовал возрасту: сплошные "зя", "плём" и "сю-сю". Но зато хорошо говорил слово Дай, четко так. Ах да, еще вполне сносно показывал, как говорит кошечка или собачка.
На занятии
Сидит Тёма (ну хотя бы сидит) за столиком, ерзает, а сам пальцем в угол кабинета показывает и говорит: "Ку-пи-ка, ку-пи-ка, о, ку-пи-ка!"
"Что купи? Не куплю! Мама купит!" - машинально отозвалась коллега. Хотя мы обе предполагали, что это мог быть просто бессмысленный набор звуков, Тёма же у нас далеко не всегда осознает, что произносит.
А он опять: "Ку-пи-ка!"
И снова в угол показывает. Вроде как похоже на "кубики", а кубики на полке шкафчика, как раз возле угла, логично же?
"Ну на тебе кубики, держи", - учительница берет разноцветный красивый коробок и ставит на парту перед Тёмой.
Но тот сбросил коробок, раскидав кубики, и, уже с рыком дернул коллегу за рукав. И опять - всё "купика", да "купика".
"Да пойми ж его, блин блинский!" - в отчаянии взвыла коллега и полезла на пол, собирать разбросанные кубики.
Один отлетел очень далеко, как раз в угол, куда показывал Тёма.
Сюрприз
Присматривается коллега получше, а там, в уголке на полу - деревянная ягодка из игрового набора. Клубника. Клуб-ни-ка…
- "Клубника?" - неожиданно бодро вскрикнула учительница, подняв ягодку с пола и положив на парту.
- "Ку-пика! Ку-пика!" - кричал Тёма уже радостно хлопая в ладоши и болтая ногами.
- "Спасибо, Артём", - выдавила из себя коллега, но видно было, что еле дождалась, когда уже урок закончится.
И снова Яя
Вечером после работы захожу в магазин за всякой пищевой мелочью, стою в очереди у кассы.
А из соседней кассы крик: "Рая, у тебя эл-дэшки красные, сотки, еще остались?"
И тут меня осенило: Рая! Ну конечно, почему бы нет? Аж на душе приятнее стало.
И кассир с бейджиком Раиса улыбается, будто бы читает мои мысли. Ура, рабочий день окончен, можно обо всем забыть до утра.
А через пару дней я узнала, что бабушку нашей Софии зовут Раиса Павловна. Рая! Яя!
Ну а Вас, дорогие читатели, пусть всюду окружают не только понятные и добрые слова, но и добрые дела любящих Вас людей, больших и маленьких.
А я буду рада Вашим добрым делам в виде посещения, доброго лайка и подписки на КАНАЛ
На занятиях с некоторыми детьми без переводчика не обойтись
Маленькие клиенты логопеда ни в чем не виноваты
#учителя и дети #обучение детей #развитие речи #логопед #особенные дети