Найти тему

Ар-брют: главные музеи мира, где выставляют искусство сумасшедших, заключенных и отверженных

Оглавление

В сороковых годах прошлого века художник из Франции Жан Дюбаффе создал «арт-брют» (или ар-брют) — искусство, лежащее вне рамок принятых норм морали и культурных ограничений. Его вдохновляли труды психиатров, а среди шедевров числились произведения, вышедшие из-под кисти или карандаша сумасшедших. Впоследствии сюда же стали относить творчество зеков, людей с ограниченными возможностями или попросту парий, отверженных.

Сейчас это одно из направлений художественной терапии, что на волне новой нормальности и свода этических норм стало довольно модным. Тем более что безумие и гений всегда были тесными соседями, а то и родственниками. Сейчас работы такого рода мастеров составляют заметную часть музейных экспозиций лучших мировых галерей. Представляем вашему вниманию некоторые из них.

Collection de l’Art Brut

Начнём с собрания основоположника направления: он не только стал автором теории, но и сформировал огромную коллекцию творчества отверженных. В 1971 году она была преподнесена в дар Лозанне, где спустя несколько лет открылся огромный музей арт-брют, в коллекции которого сегодня уже свыше 30 тысяч работ различных мастеров.

Один из них – пациент клиники Вальдау, обладатель диагноза «шизофрения» Адольф Вёльфли. Его ранние работы сегодня продаются на аукционах за внушительные суммы, достигающие нескольких сот тысяч долларов.

Bethlem Royal Hospital Archives and Museum

Вифлеемская королевская лечебница считается одной из самых старых в мире. Первоначально тут был монастырь ордена монахов-послушников Вифлеемской звезды, но всему миру он, во многом благодаря произведениям художественной литературы и кинофильмам, известен под личиной Бедлама.

В те времена слава у больницы была самой отвратительной, пациенты редко покидали её стены и тем более излечивались. С течением времени врачи стали прибегать к более щадящим методам лечения, и «побочным результатом» одного из них – художественной терапии – стало формирование небольшой коллекции работ пациентов. Некоторые из них, к примеру – Льюис Вейн, известный шизофреник и автор серии работ с человеко-котами разного вида – весьма знамениты. Вейн занимался иллюстрацией книжек и журналов, а также выпускал почтовые открытки, стоимость которых в настоящий момент доходит до нескольких сотен долларов за штуку.

Музей невелик, поскольку занимает всего одну палату, прежде рассчитанную на восемь человек, а теперь самое большое на дюжину любителей прекрасного.

Московский музей творчества аутсайдеров

В нашей стране взглянуть на работы сумасшедших можно в столичном Музее творчества аутсайдеров. Постоянная экспозиция была открыта в 1996-м году, но публика стала проявлять интерес значительно позже, а первая же выставка произвела фурор.

Значительное количество образчиков музея – как раз результаты деятельности психопатов, что подчёркивается соответствующей атмосферой зловещего безумия в чёрно-серых тонах с немногочисленными яркими пятнами картин.

Museum Ovartaci

В музее Ovartaci в Дании хранят и приумножают одну из лучших и наибольших в Европе собраний ментально нездоровых авторов. Музей располагается на территории психбольницы города Архус и получил название в честь одного из местных обитателей – пациента Луиса Маркуссена, который был профессиональным художником-оформителем, а в стенах заведения провёл более 55 лет. Тут же он и скончался на исходе 91-го года жизни.

В отличие от множества других людей с психическими заболеваниями, наш герой находился в лечебнице на льготных условиях, имел собственный «номер» с отдельной ванной комнатой и целый ряд привилегий. Прежде всего, ему дозволялось кататься на велосипеде, а также покидать территорию лечебницы – с сопровождающими, естественно. Многие путают это направление с наивом, но это не так, как минимум – в случае музея Овартичи: все или большая часть экспонируемых работ созданы высококлассными специалистами своего дела, дипломированными мастерами с высшим образованием.

Intuit: The Center for Intuitive and Outsider Art

Единственная американская НКО, которая занимается деятельностью по сохранению предметов такого рода искусства. В постоянной экспозиции основанного тридцать лет назад центра насчитывается более тысячи работ. При центре работает магазинчик с сувенирами, а также типография, выпускающая ежеквартальный журнал под названием The Outsider.

В коллекции представлены различные образчики, причём далеко не каждый автор страдал от психического расстройства, хотя, несомненно, все были весьма странными господами. Кто-то делал скульптуру из фольги, бус, магнитов и конфетных обёрток, другие руководствовались в своём творчестве посланиями с того света, третьи были попросту больны.

Ketukki Art Centre

Финский художественный центр «Кетукки» был основан 15 лет назад и занимается поддержкой художников с умственной отсталостью. Они принципиально не считают себя центром арт-терапии, полагая, что являются галереей с прилагающейся к ней студией творчества.

Обучающихся тут студентов учат различным манерам работы. Есть даже валяние из войлока, причём при помощи лошадиных упряжек. Созданные таким диковинным образом предметы выставлены тут же или продаются в сувенирной лавке.

Центр активно работает с зарубежными партнёрами и проводит выставки, в том числе и в России, тем паче что в числе сотрудников есть русскоязычные.

The Prinzhorn Collection

Ганс Принцхорн был в каком-то смысле предтечей Дюбаффе и его собрания. Опубликовав в 1922 году работу «Творчество душевнобольных художников», он привлёк внимание француза. Вдобавок он собрал огромную коллекцию работ пациентов клиники при университете Гейдельберга: картины, коллажи, рисунки, скульптурные композиции и многое другое — всего более пяти тысяч работ четырёх сотен авторов. Самые первые экземпляры относятся к 80-м годам XIX столетия, хотя сам музей появился лет сорок назад.

Что интересно, в 30-х произведения, выполненные в этом жанре, стали предметом интереса национал-социалистов и даже их орудием в борьбе против современного на тот момент европейского искусства. Профессор искусства Гейдельберга Карл Шнайдер провёл тщательный отбор и отыскал картины, напоминающие работы авангардистов, после чего провёл сравнительный анализ и даже опубликовал альбом-каталог.

The Museum of Everything

Музей всякой всячины появился в британской столице в 2009 году. Он возник стихийно и пережил несколько трансформаций, не оставивших от первоначального замысла и тени.

Сначала в центральной части экспозиции были работы узников тюрем, затем их сменило что-то ещё, а последняя по времени выставка была отдана под шедевры клиентов реабилитационных центров для лиц с отклонениями в психике.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Зарядка по ходу движения, беспилотники и бетон: что нас ждет на дорогах будущего

Выпускники школ России стали реже поступать в вузы. К чему приведет эта тенденция?

Хочешь в будущем зарабатывать больше всех? 7 профессий, которые позволят это сделать