О блокаде Ленинграда снято много фильмов и интервью, но это лишь малая часть, раскрывающая весь ужас тех лет, всю горечь и боль судеб участников событий. А их, к сожалению, осталось очень мало — годы берут своё. Стойкость и мужество того поколения поражает, а особенно немыслимой кажется их способность находить смысл и радость жизни даже в тяжелые времена.
Ко Дню снятия блокады Ленинграда на телеканале «78» вышел документальный фильм «Блокадный балет», в котором снялись участники событий и поделились воспоминаниями. Фильм произвел огромное впечатление на балетный мир: действующие артисты и учащиеся хореографических училищ делились в соцсетях впечатлениями о просмотре, тем самым распространяя «Блокадный балет» за пределы мира танца и даже за пределы России.
Вопреки
До 1941 года русский балет переживал потрясения и перемены под гнетом советской власти, но понемногу справлялся с ними. Люди редко живут в ожидании испытаний, они просто живут, как жило и то поколение, встретившее врага в 40-е. Люди работали, учились, создавали семьи, воспитывали детей.
Часть труппы Кировского театра была эвакуирована в Молотов, а вот второй эшелон не успел покинуть город: враг захватил железнодорожную станцию и тем самым перекрыл выезд из города. В то время, когда учебные заведения стран Европы приостановили свою работу, в балетное училище в блокадном Ленинграде по-прежнему набирали детей, а оставшаяся в городе труппа продолжала давать спектакли. В XXI веке сложно представить, как жить и заниматься профессией в постоянном страхе за свою жизнь, но из воспоминаний блокадников становится понятно, что именно искусство помогало им хотя бы ненадолго забыть о потерях, опасности и пережитых страданиях.
Участники событий
Фильм «Блокадный балет» уникален тем, что сохранил и передал широкой аудитории воспоминания последних очевидцев событий: Аглаи Черновой, Татьяны Удаленковой, Ирины Генслер, Татьяны Пилецкой, Валентины Коршиковой, Татьяны Легат. К сожалению, в День снятия блокады и в день выхода этого фильма не стало одной из героинь — Татьяны Николаевны Легат, в последние годы работавшей педагогом — репетитором Михайловского театра.
Балерины-долгожительницы рассказали, что они были счастливы танцевать и заниматься профессией, потому что это был единственный способ отвлечься от страшной реальности. Балет — это в первую очередь физические нагрузки, невозможные без полноценного питания. А питание в блокадном городе либо было скудным, либо отсутствовало вовсе... Артисты едва находили силы для репетиций и выступлений, но как сказала Лариса Абызова: «Кто стоял у палки каждый день, голодный, тот и выжил».
Быт блокадников
Фильм «Блокадный балет» позволяет зрителю увидеть, какой была повседневная жизнь жителей Ленинграда, где не было общественного транспорта, освещения, отопления, зато были проблемы с теплой одеждой и едой. Но люди помогали друг другу, особенно артистический круг: Аглая Чернова вспоминает, что их «подкармливали» в БДТ. Позднее воспитанникам балетной школы стали выделять такую же суточную норму хлеба, как работающему населению. Для некоторых родителей этот факт был особенно важен, и они приводили своих детей в балетное училище, тем самым давая им шанс выжить.
Ситуация в городе не мешала собирать полный зрительный зал Кировского театра, и артисты старались работать так же, как и в мирное время, а это в нетопленном помещении едва представлялось возможным. Если оперные артисты могли одеться потеплее, то балетные отказывались: не позволяли требования классического танца, от которых никто не хотел отступать даже под угрозой переохлаждения.
Люди ожесточились
Взаимопомощь была, но была и человеческая жестокость, о чём спустя десятки лет с болью вспоминают участники событий. Например, Татьяна Удаленкова рассказывает, что их с сестрой не выпускали из дома — это было небезопасно, и речь не о воздушной тревоге и бесконечных атаках с воздуха...
Люди по всей стране были изнурены тяжелой жизнью, и некоторые не скрывали своего раздражения по отношению к эвакуированным. Так, прибывшие в Молотов тысячи человек вынуждены были жить не только в гостиницах, места в которых быстро закончились, но и с незнакомыми людьми в крохотных комнатах. Были семьи, охотно приютившие эвакуированных, но другим незваные гости отравили жизнь, что стало причиной огромной неприязни.
Кроме того, случился раскол балетной труппы Кировского театра. Эвакуированные в Пермь артисты регулярно давали спектакли на сцене театра, поэтому были в хорошей физической форме, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах, чего нельзя сказать об артистах, которые остались в блокадном городе. Когда труппа воссоединилась в стенах родного театра в работе над репертуаром, артисты, пережившие блокаду в Ленинграде, оказались не востребованы и остались в кордебалете.