Найти в Дзене
Усадьба Кусково

Табакерка - изящный аксессуар эпохи просвещения

С.А. Шапковская

В XVIII в. в России распространилась мода на табакерки для нюхательного табака. Сегодня табакерки можно увидеть разве что в музеях или частных коллекциях. А ведь еще пару веков назад не иметь табакерку считалось признаком дурного тона. Как эта миниатюрная вещица превратилась из коробочки для нюхательного табака в произведение искусства вы узнаете из этой статьи. Табакерка - от фр. tabatière) — небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой, которую использовали для хранения нюхательного табака.

Мода на нюхательный табак появилась во Франции в XVI веке благодаря французскому дипломату Жану Вильману Нико.

Жан Вильман Нико
Жан Вильман Нико

Посол Франции при португальском дворе Жан Вильман Нико в 1560 году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи,порекомендовав его как средство от мигрени. Табаку приписывали множество спасительных свойств: «для глаз хорошо», «для возбуждения мозга», «оттягивает от головы дурные соки».

Франсуа Клуэ.  Миниатюрный портрет Екатерины Медичи. Ок.1555 г.
Франсуа Клуэ. Миниатюрный портрет Екатерины Медичи. Ок.1555 г.

Во время царствования сына Екатерины Медичи, короля Франциска II, употребление нюхательного табака входит в моду во Франции , а при Людовике XIV - становится частью придворного этикета. Естественно, что это увлечение не обошло и Россию.

В XVIII веке табак нюхали не только мужчины, но и женщины. Е. П. Янькова, оставившая обстоятельные воспоминания о жизни дворянской Москвы, вспоминала о своей бабушке: «Она нюхала табак, как почти все в наше время, потому что любила пощеголять богатыми табакерками...Тогда была мода для молодых девушек и женщин высшего круга нюхать табак, будто потому, что было здорово для глаз, а в сущности вероятно ради прекрасных и миниатюрных табакерок (которых несколько осталось и у нас после матушки)».

Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной табачной пыли, - была своего рода символом знатности и богатства. Мода нюхать табак послужила толчком к созданию разнообразных табакерок, которые делали из драгоценных металлов, фарфора и других материалов. Со временем табакерки переставали быть уже просто коробочками для хранения табака. Мастера встраивали в них музыкальные механизмы, благодаря которым, при откидывании крышки, звучала мелодия. Было модно выставлять на показ драгоценную табакерку в будуаре или гостиной.

Музыкальная табакерка, фарфор. Середина XVIII в.
Музыкальная табакерка, фарфор. Середина XVIII в.

Табакерки в 18 в. не только распространенный предмет обихода, но и памятный подарок, а также объект коллекционирования. Известно, что прусский король Фридрих Великий получил в наследство 600 табакерок, а после его смерти в коллекции их насчитывалось уже более 1500. До нашего времени дошло несколько десятков табакерок, принадлежавших Елизавете Петровне и Екатерине II. Каждая из них - шедевр прикладного искусства, неповторимый в своем художественном решении.

Табакерки из собрания Государственного Эрмитажа
Табакерки из собрания Государственного Эрмитажа

Известно, что императрица Екатерина II была поклонницей традиции нюхать табак. Историк М. И. Пыляев свидетельствует: «Императрица очень любила нюхать табак, но никогда не носила с собой табакерки; последние, впрочем, у ней лежали на всех столах и окнах в ее кабинете. Привычка не носить с собой табакерки произошла у нее оттого, что Петр III не позволял ей нюхать табак; но страсть у Екатерины к табаку была настолько сильна, что она не могла долго обходиться без нюханья, и при жизни Петра III всегда просила князя Голицына садиться за обедом возле нее и тихонько под столом угощать ее табаком. Раз император заметил это и очень рассердился на Голицына, сделав ему серьезный выговор. Императрица впоследствии нюхала табак только тот, который для нее сеяли в Царском Селе, нюхала же его всегда левой рукой на том основании, что правую руку давала целовать верноподданным».

И.П.Аргунов Портрет Екатерины II.  1762 г.
И.П.Аргунов Портрет Екатерины II. 1762 г.

Табакерки, использовавшиеся для хранения табака, делали не только из драгоценных металлов, но и из фарфора, который был в начале XVIII века настолько дорог, что его называли «белым золотом». Благодаря пластичности этого материала, коробочкам для хранения табака можно было придать самую разнообразную форму. Табакерки из фарфора имели вид: раковин, корзинок, комодов, башмачков. Роспись табакерок отличалась многообразием сюжетов: исторические композиции, мифы, пасторали, портреты правителей и вельмож, бытовые сцены, цветы и птицы, орнаменты и даже нотные записи фрагментов музыкальных произведений. Их обычно оправляли в золото, или позолоченное серебро.

Табакерки, которые имели вид конверта под рельефной печатью с гербом заказчика, называли «пакетошные». Они являлись частью куртуазного ритуала, атрибутами «игры чувств» и могли служить не только для хранения табака, но и для передачи любовных записок. Неизвестный автор XVIII века сочинил текст для фарфоровой табакерки: «Должность же наша состоит в том, что мы собою отправляем род любовной почты: мы служим потаенной кибиточкою, в которой волокита пересылает свои письма, любовные бредни и романтические воображения, ибо табакерки многих женщин и девушек учинились нынче ничем иным, как кибиточками любовной почты».

Обычно надпись с указанием адресата помещалась на крышке табакерки печатным, каллиграфическим, или скорописным письмом, иногда воспроизводя факсимиле почерка дарителя или адресата. В собрании Музей-усадьбы Кусково находится замечательный по исполнению образец «пакетошной» табакерки.

Пакетовая табакерка с изображением сцены игры в карты. С надписью-адресом «Ее сиятельству графине  Мавре Егорьевне Шуваловой»ю  1750-е гг. Россия, С.-Петербург. Невская порцелиновая мануфактура.
Пакетовая табакерка с изображением сцены игры в карты. С надписью-адресом «Ее сиятельству графине Мавре Егорьевне Шуваловой»ю 1750-е гг. Россия, С.-Петербург. Невская порцелиновая мануфактура.

«…Цена табакерки составляла приблизительно 20 руб., что ровнялось годовому жалованью мастера, ее изготовившего. Императрица Елизавета Петровна жаловала табакерки приближенным лицам и посылала за границу в качестве подарков…» (Из книги Т.В.Кудрявцева Русский императорский фарфор»).
Табакерка с изображением охотника с собаками на внутренней стороне Германия. XVIII в. Фарфор, металл, надглазурная роспись, позолота
Середина XVIII в. Из собрания Музея-усадьбы «Кусково»
Табакерка с изображением охотника с собаками на внутренней стороне Германия. XVIII в. Фарфор, металл, надглазурная роспись, позолота Середина XVIII в. Из собрания Музея-усадьбы «Кусково»
Табакерка с крышкой с изображением пейзажей Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура
Середина XVIII в. Из собрания Музея-усадьбы «Кусково»
Табакерка с крышкой с изображением пейзажей Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура Середина XVIII в. Из собрания Музея-усадьбы «Кусково»

Табакерка с изображением портрета дамы на внутренней стороне Германия. XVIII в.Фарфор, металл, надглазурная роспись, позолота
Середина XVIII в. Из собрания Музея-усадьбы «Кусково»
Табакерка с изображением портрета дамы на внутренней стороне Германия. XVIII в.Фарфор, металл, надглазурная роспись, позолота Середина XVIII в. Из собрания Музея-усадьбы «Кусково»

В середине XVIII- начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

-10

В первые десятилетия XIX века мода на нюханье табака еще не прошла, о чем свидетельствуют строки, написанные пятнадцатилетним А. С. Пушкиным:
«Возможно ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!..
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!»

Карикатура XIX в.
Карикатура XIX в.

С употреблением нюхательного табака был связан определенный этикет. Считалось плохим тоном предлагать табак из своей табакерки незнакомым людям. «…Прежде всего нюхатель, который хотя сколько-нибудь уважает себя, никогда не станет открывать свою табакерку с шумом и предлагать табак посторонним лицам… Нюхатель, который сколько-нибудь уважает себя позволяет пользоваться своим табаком позволяет только искренним своим друзьям, и то еще с разборчивостию».

При этом представитель высшего света, аристократ: «…нюхает тайком, так чтобы никто не заметил; или если он нюхает открыто, то выказывает столько вкуса, столько небрежности, с такою грациоз-ностию приближает большой и указательный пальцы к кончику своего носа, что этот маневр придает некоторое благородство всему его виду. Он старается не чихать; или если щекотание слишком сильно, то он мужественно задушает в себе этот треск, выпуская его в индейский фуляр. Он неутомимо заботится, чтобы на его носу никогда не заметно было ни малейших признаков табаку, самого легонького пятнышка».

Известно, что императоры Александр I и Николай I не жаловали «табашников». Примечателен рассказ графа Аракчеева, переданный в воспоминаниях генерала С. И. Маевского: «В один день работал я с Государем в кабинете и не знаю как-то замарал нос. (Ты знаешь, что Государь не любит табашников.) Государь, увидя это, говорит мне:
- Граф! Нынче и ты нюхаешь табак?

-12

Мне так было стыдно, что я поклялся быть впредь осторожнее. «В ожидании выхода государя несколько министров разговаривали между собою, и Вронченко нюхал табак. В эту минуту, как государь вошел, у него между пальцами была щепоть, и он, опустив руку, стал понемногу выпускать табак на пол. Меныников, заметив это, улыбнулся; но государь резко сказал, что подданному делает честь, если он боится своего государя».

Впрочем, как известно, мода переменчива и во второй половине XIX века все больше популярности завоевывают курительные трубки, а употребление нюхательного табака, как и табакерки уходят в прошлое.