С.А. Шапковская
В XVIII в. в России распространилась мода на табакерки для нюхательного табака. Сегодня табакерки можно увидеть разве что в музеях или частных коллекциях. А ведь еще пару веков назад не иметь табакерку считалось признаком дурного тона. Как эта миниатюрная вещица превратилась из коробочки для нюхательного табака в произведение искусства вы узнаете из этой статьи. Табакерка - от фр. tabatière) — небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой, которую использовали для хранения нюхательного табака.
Мода на нюхательный табак появилась во Франции в XVI веке благодаря французскому дипломату Жану Вильману Нико.
Посол Франции при португальском дворе Жан Вильман Нико в 1560 году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи,порекомендовав его как средство от мигрени. Табаку приписывали множество спасительных свойств: «для глаз хорошо», «для возбуждения мозга», «оттягивает от головы дурные соки».
Во время царствования сына Екатерины Медичи, короля Франциска II, употребление нюхательного табака входит в моду во Франции , а при Людовике XIV - становится частью придворного этикета. Естественно, что это увлечение не обошло и Россию.
В XVIII веке табак нюхали не только мужчины, но и женщины. Е. П. Янькова, оставившая обстоятельные воспоминания о жизни дворянской Москвы, вспоминала о своей бабушке: «Она нюхала табак, как почти все в наше время, потому что любила пощеголять богатыми табакерками...Тогда была мода для молодых девушек и женщин высшего круга нюхать табак, будто потому, что было здорово для глаз, а в сущности вероятно ради прекрасных и миниатюрных табакерок (которых несколько осталось и у нас после матушки)».
Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной табачной пыли, - была своего рода символом знатности и богатства. Мода нюхать табак послужила толчком к созданию разнообразных табакерок, которые делали из драгоценных металлов, фарфора и других материалов. Со временем табакерки переставали быть уже просто коробочками для хранения табака. Мастера встраивали в них музыкальные механизмы, благодаря которым, при откидывании крышки, звучала мелодия. Было модно выставлять на показ драгоценную табакерку в будуаре или гостиной.
Табакерки в 18 в. не только распространенный предмет обихода, но и памятный подарок, а также объект коллекционирования. Известно, что прусский король Фридрих Великий получил в наследство 600 табакерок, а после его смерти в коллекции их насчитывалось уже более 1500. До нашего времени дошло несколько десятков табакерок, принадлежавших Елизавете Петровне и Екатерине II. Каждая из них - шедевр прикладного искусства, неповторимый в своем художественном решении.
Известно, что императрица Екатерина II была поклонницей традиции нюхать табак. Историк М. И. Пыляев свидетельствует: «Императрица очень любила нюхать табак, но никогда не носила с собой табакерки; последние, впрочем, у ней лежали на всех столах и окнах в ее кабинете. Привычка не носить с собой табакерки произошла у нее оттого, что Петр III не позволял ей нюхать табак; но страсть у Екатерины к табаку была настолько сильна, что она не могла долго обходиться без нюханья, и при жизни Петра III всегда просила князя Голицына садиться за обедом возле нее и тихонько под столом угощать ее табаком. Раз император заметил это и очень рассердился на Голицына, сделав ему серьезный выговор. Императрица впоследствии нюхала табак только тот, который для нее сеяли в Царском Селе, нюхала же его всегда левой рукой на том основании, что правую руку давала целовать верноподданным».
Табакерки, использовавшиеся для хранения табака, делали не только из драгоценных металлов, но и из фарфора, который был в начале XVIII века настолько дорог, что его называли «белым золотом». Благодаря пластичности этого материала, коробочкам для хранения табака можно было придать самую разнообразную форму. Табакерки из фарфора имели вид: раковин, корзинок, комодов, башмачков. Роспись табакерок отличалась многообразием сюжетов: исторические композиции, мифы, пасторали, портреты правителей и вельмож, бытовые сцены, цветы и птицы, орнаменты и даже нотные записи фрагментов музыкальных произведений. Их обычно оправляли в золото, или позолоченное серебро.
Табакерки, которые имели вид конверта под рельефной печатью с гербом заказчика, называли «пакетошные». Они являлись частью куртуазного ритуала, атрибутами «игры чувств» и могли служить не только для хранения табака, но и для передачи любовных записок. Неизвестный автор XVIII века сочинил текст для фарфоровой табакерки: «Должность же наша состоит в том, что мы собою отправляем род любовной почты: мы служим потаенной кибиточкою, в которой волокита пересылает свои письма, любовные бредни и романтические воображения, ибо табакерки многих женщин и девушек учинились нынче ничем иным, как кибиточками любовной почты».
Обычно надпись с указанием адресата помещалась на крышке табакерки печатным, каллиграфическим, или скорописным письмом, иногда воспроизводя факсимиле почерка дарителя или адресата. В собрании Музей-усадьбы Кусково находится замечательный по исполнению образец «пакетошной» табакерки.
«…Цена табакерки составляла приблизительно 20 руб., что ровнялось годовому жалованью мастера, ее изготовившего. Императрица Елизавета Петровна жаловала табакерки приближенным лицам и посылала за границу в качестве подарков…» (Из книги Т.В.Кудрявцева Русский императорский фарфор»).
В середине XVIII- начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.
В первые десятилетия XIX века мода на нюханье табака еще не прошла, о чем свидетельствуют строки, написанные пятнадцатилетним А. С. Пушкиным:
«Возможно ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!..
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!»
С употреблением нюхательного табака был связан определенный этикет. Считалось плохим тоном предлагать табак из своей табакерки незнакомым людям. «…Прежде всего нюхатель, который хотя сколько-нибудь уважает себя, никогда не станет открывать свою табакерку с шумом и предлагать табак посторонним лицам… Нюхатель, который сколько-нибудь уважает себя позволяет пользоваться своим табаком позволяет только искренним своим друзьям, и то еще с разборчивостию».
При этом представитель высшего света, аристократ: «…нюхает тайком, так чтобы никто не заметил; или если он нюхает открыто, то выказывает столько вкуса, столько небрежности, с такою грациоз-ностию приближает большой и указательный пальцы к кончику своего носа, что этот маневр придает некоторое благородство всему его виду. Он старается не чихать; или если щекотание слишком сильно, то он мужественно задушает в себе этот треск, выпуская его в индейский фуляр. Он неутомимо заботится, чтобы на его носу никогда не заметно было ни малейших признаков табаку, самого легонького пятнышка».
Известно, что императоры Александр I и Николай I не жаловали «табашников». Примечателен рассказ графа Аракчеева, переданный в воспоминаниях генерала С. И. Маевского: «В один день работал я с Государем в кабинете и не знаю как-то замарал нос. (Ты знаешь, что Государь не любит табашников.) Государь, увидя это, говорит мне:
- Граф! Нынче и ты нюхаешь табак?
Мне так было стыдно, что я поклялся быть впредь осторожнее. «В ожидании выхода государя несколько министров разговаривали между собою, и Вронченко нюхал табак. В эту минуту, как государь вошел, у него между пальцами была щепоть, и он, опустив руку, стал понемногу выпускать табак на пол. Меныников, заметив это, улыбнулся; но государь резко сказал, что подданному делает честь, если он боится своего государя».
Впрочем, как известно, мода переменчива и во второй половине XIX века все больше популярности завоевывают курительные трубки, а употребление нюхательного табака, как и табакерки уходят в прошлое.