Здравствуй, дорогой читатель!
Лето 1941 года стало тяжелейшим испытанием для Красной Армии, ее солдат и офицеров, техники и вооружения. Советские воины вступили в бой с невероятно сильным врагом - немецким вермахтом, по праву считавшимся наиболее боеспособной армией мира на тот момент.
РККА встретила войну на стадии перевооружения: широкое распространение в войсках все еще имели атрибуты резко оборвавшейся и навсегда ушедшей эпохи 30-х годов, прямо как в фильме "Если завтра война" - шлемы "халхинголки", быстроходные, но легкобронированные танки, армады бомбардировщиков ТБ, а в руках у солдат старая добрая винтовка Мосина обр. 1891/30 года.
Всем известно, что на тот момент в армии уже были новейшие танки Т-34 и КВ, однако часто упускается из внимания не менее амбициозный проект по замене индивидуального оружия красноармейца с обычной магазинной винтовки на винтовку самозарядную или даже автоматическую. А ведь данное оружие стало настоящим козырем Красной Армии.
Разработкой более совершенной винтовки в СССР озаботились сразу после окончания Гражданской войны: с 20-х годов выдающимися конструкторами-оружейниками предлагались варианты автоматических и самозарядных винтовок, однако те образцы все еще не годились к массовому использованию в войсках.
Автоматическая винтовка Симонова прошла испытания в 1934 году, а в 1936-м была принята на вооружение. Само наличие автоматического режима ведения огня выглядело прорывным, но сделать АВС-36 массовой и вооружить ей всю армию так и не получилось - винтовка оказалась дорогой, сложной в производстве и очень прихотливой в обслуживании, автоматический режим был предусмотрен лишь для непродолжительной стрельбы "в исключительные моменты боя", к тому же в те времена "автоматика" считалась неоправданным расточительством боеприпасов, и выбор был сделан именно в пользу самозарядной винтовки.
На испытаниях 1938 г. Федор Васильевич Токарев представил свое изобретение, которое заняло первое место. Это была самозарядная винтовка с магазином на 10 патронов, работающая по принципу отвода газов из канала ствола с коротким ходом газового поршня. Так Красная Армия получила в свой арсенал СВТ-38.
Испытать новое оружие в бою довелось почти сразу - на войне с Финляндией. По результатам боевого применения было решено винтовку доработать, Токареву удалось уменьшить ее габариты и вес без снижения прочности и надежности. Усовершенствованный вариант получил название СВТ-40.
Возможность сделать 10 выстрелов почти непрерывно, с максимальной дальностью до 1500 метров, могла стать решающим преимуществом советского пехотинца на поле боя, скорострельность СВТ составляла 25-30 выстрелов в минуту против 10 у той же трехлинейки, то есть один стрелок с СВТ обеспечивал плотность огня, практически эквивалентную 3 бойцам с обычными винтовками.
Командование спешило перевооружить армию, поэтому массовое производство новых винтовок было развернуто в кратчайшие сроки, а к началу Великой Отечественной войны РККА имела уже более 1 миллиона СВТ-38/40. В стрелковой дивизии РККА согласно штату от 5 апреля 1941 г. полагалось иметь 3307 самозарядных винтовок и 6992 неавтоматические винтовки и карабина.
А что же противник? Немцы поставили вопрос о вооружении своей армии самозарядками лишь в 1940-м году, получив опыт нескольких кампаний начатой ими новой Мировой войны. Фирма "Вальтер" только в 1941-м начала выпуск винтовок G.41, которые имели значительный недостаток - сложную и нерациональную систему газоотвода. Их до 1943 г. было произведено всего ок. 100 тыс. экземпляров.
Зато трофейными советскими СВТ враги пользовались охотно, причем официально, приняв на вооружение в виде "ограниченного стандарта" под названием Selbstladegewehr 259(г). Командующий 2-й танковой армией Гейнц Гудериан в докладе об опыте боевых действий на Восточном фронте отметил: «Её [советской пехоты] вооружение ниже немецкого, за исключением автоматической винтовки».
Также известно письмо немецкого солдата, отрывок из которого использован в заголовке статьи: «...Русские поголовно вооружены ручными пулемётами...», - рядовых вермахта привело в замешательство наличие столь технологичного оружия у Красной Армии - ещё один удар по нацистскому пропагандистскому шаблону, рисовавшему СССР варварской страной.
Более того, германские оружейники были вынуждены прибегнуть к заимствованию конструкторских решений у СВТ - на новой G.43 система отвода пороховых газов была взята именно с советской винтовки.
Токаревские самозарядки дали свой решительный бой в самый напряженный и драматичный момент войны, встретили захватчиков на границе и терзали их, срывая блицкриг, до самой Москвы. Однако в новом 1942 году их выпуск был резко сокращен - с 2 млн. штук планируемых изначально до 264 тыс.
Причин этому можно выделить несколько: СВТ была довольно дорогим и трудозатратным в производстве изделием, а советская промышленность мало того, что подверглась непосредственно военному ущербу и пережила эвакуацию, так еще и лишилась значительной части квалифицированных рабочих.
В войсках жаловались на прихотливость винтовки, ее чувствительность к погодным условиям. Действительно, СВТ была конструктивно сложнее трехлинейки и требовала лучшего обслуживания, чего зачастую не могли обеспечить отмобилизованные на войну солдаты, не обладавшие достаточной компетентностью, в отличие от кадровой армии времен начала войны.
Подорвала авторитет винтовки и попытка модифицировать ее для стрельбы в автоматическом режиме - в 1942 г. на вооружение появились АВТ-40. Она позволила оснастить части РККА автоматическим оружием в дополнение к ручным пулеметам и пистолетам-пулеметам, однако конструкция токаревской винтовки была плохо приспособлена для ведения огня в автоматическом режиме, и АВТ получила все то же предписание "использовать автоматическую стрельбу только в исключительные моменты боя", иначе ствольная коробка попросту деформировалась при длительной стрельбе очередями – отсюда и разрывы гильз и недокрытия затвора.
Выпуск СВТ не прекращался насовсем до самого конца Великой Отечественной, однако приоритет был отдан другим видам вооружения. В ходе войны была предпринята еще одна попытка реабилитировать самозарядное оружие - Карабин Симонова, разработанный в 1943 и поступивший на вооружение в 1945 году.
Однако и его бытование в армии оказалось недолгим - наиболее актуальной задачей становилась разработка автомата, который совмещал бы в себе плотность огня пистолета-пулемета и мощность патронов 7,62 мм. Начиналась эпоха Автомата Калашникова, который станет символом советского оружия на долгие десятилетия.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересна!
Читайте также:
- Виктор Хользунов - советский герой боев за Мадрид
- Что не успел сделать Сталин для Советского Союза
- Судбищенская битва 1555 г., тяжелая победа отряда Шереметева над татарской ордой