Меловой (Мелевой)брод на Сейме
Топоним Меловой брод достаточно хорошо известен Курским краеведам. Однако отдельной публикации этой переправе на Сейме не существует, как впрочем никто и никогда из исследователей курских древностей в 19-21 веке не пытался найти его на местности!
Впрочем, точно также не известен современным историкам ключевой для Муравского шляха Кирпичный брод на Быстрой Сосне у Ливен, а ведь находился он как известно всего в 3-х верстах от города.
Собственно цель нашей публикации суммировать всё что известно о Меловом броде на данный момент, а также привлечь к нему внимание. Быть может отыщется среди курян тот, кто найдет эту переправу.
Первое описание Мелового брода мы находим в Книге Большого Чертежу и связанно оно с началом Пахнутцевой дороги.
"А ниже Лещина 10 верст пала в Семь речка Хон, а вытекла Хон из под Пахнутцковой дороги.
А Пахнуцкова дорога промеж Лещина и Хону от реки Семи в Мелевой брод".
"...а ниже Семицы Донецкие и Лещина на Семи Меловой брод, а в тот брод з дороги и с Ызюмские ходят татарове в Русь к верху реки Оки и к реке к Сосне в Луковской брод, а проходят теми дорогами с верху Оки реки по Пахнутцовои дороге на Кромы и на Орел; а Луковскою дорогою на Мценские, и на Новосильские, и на Черньские места. А ниже Мелового броду пала в Семь Семица Ржавая, а Семица Ржавая вытекла от верху речки Псельца".
Найти на современной карте реки Хон и Лещинку не сложно. Сегодня это Солнцевский район Курской области. На современной карте остались два "меловых" топонима причём на обоих берегах Сейма.
Эти же два топонима есть и на Плане Генерального межевания:
Поскольку Пахнутцева дорога вела от Мелового брода к верховьям Оки, то наблюдение за ней сначала осуществлялось из Орла. С основанием в 1571 г. сторожевой службы здесь располагалась стоялая голова из этого города.
:
В 1579 году когда обсуждался вопрос об улучшении системы наблюдения за татарскими дорогами, здесь предполагалось разместить сторожу опять же из Орла.
№28-й Распрос боярином И. Р. Юрьевым станичных голов о лучшем способе охраны Калмиюсской дороги и приговор о расположении голов и станиц в степи.
И учинити бы сторожа с Орла на Семи повыше Мелового броду усть Ещина, а поставити бы человек 10 или с 15; а розъезжати б направо вниз по Семи до усть Хону, проезду полднища, а назад тож; а налево верх по Семи до Кутлубани до Юшкова боярака, та сторожа устережет все царевы дороги и больших воинских людей походы, которые ходят через Донец и Муравским шляхом; а стояти б головам по два месяца и с проездом.(АМГ 1 51 стр).
С 1587 г. здесь стояла сторожа из только что отстроенных в 1586 году Ливен. Любопытно, что в росписи ничего не говорится о взаимодействии с орловцами.
№31 1586-1587 гг. №31 Боярский приговор по поводу выписки из приговоров с 1573 по 1581 г. о расположении голов и станиц в поле, о новом расположении голов и станиц, с приложением росписи Ливенских сторож и Воронежских 1587. Роспись сторожем Ливенским.
3-я сторожа на Семи у Мелового броду, а быти на ней стороже с Ливен 6 человек, а перезжати им вниз по Семи верст с пятнадцать до Индинсково городища, а верх по Семи до Высады а съезжатца им с Пузацкими сторожами с Ливенскими, а проезду днища, а назад тож.
В 1590-е же через Меловой брод в "Росписи польских дорог" предлагалось бежать с вестями из Карпова в Меловой Брод "куда мочно", в любой русский город на севере:
А с вестью бежать от Карпова к Ливнам на верх речки Ворскла и верх Псла подле Муравские дороги в меловой брод а за Семью Муравская дорога тому вестовщику будет в праве верстах в 10 а инде и в 15 и в 20 да через Семь и к Ливнам места пришли польские и дубровы и бояраки есть и в дубровах и в бояраках леса есть не великие а больших лесов нет а бежать от Карпова сторожевья до Ливен о дву конь на скоро пол 3 дни.
Да и с Карпова же сторожевья бежать с вестми на Орел или во Мценск или в Новосиль до Семи тою ж дорогою в меловой брод и за Семь бежать верст за 10 тою ж дорогою да поворотить на лево к Орлу или ко Мценску или к Новосили куды будет мочно проехать а бежать с вестью от Карпова сторожевья на Орель или во Мценск или в Новосиль 4 дни.
После возобновления Курска здесь стояла 25-я курская сторожа (а в верховьях реки Хон 3-я курская сторожа).:
“25-я Сторожа на меловом броду на реке на Семи имаетца меж Курска и Оскола верст с 60-ть, а видеть с нее за реку за Семь на полскую сторону болшие полки в 5 верстах, а с Курские стороны не видеть, а малые полки в 2-х верстах, проезду с той сторожи верх по Семи до усть Пузатой Семицы верст с 30-ть”
(Беляев И.Д., 1846. С. 72–73).
Один из набегов татар через Меловой брод подробно рассмотрен в статье А. В. Зорина Возвращение Урак-мурзы: тактика курских служилых людей в борьбе с татарскими набегами.