Найти тему

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая афазия. Глагол

Оглавление

Тема: Глагол

Цели:

Познакомить с изменениями глагола по лицам, числам, временам и согласованием глагола с другими частями речи.

Мы уже говорили об изменении существительного и прилагательного. Сегодня поговорим об изменении глагола. Вы можете столкнуться с тем, что больной неправильно изменяет глагол не только по лицам и числам , но и по временам.

1. Для начала, что такое глагол? Это часть речи, которая обозначает действие предмета. Приведите примеры глаголов. Что вы делаете? Сижу, занимаюсь, смотрю, бегу и другие.

2. Изменение глагола по лицам. Можно сказать, что всё, что делаете вы, делают и другие люди. А от того, кто делает, будет изменяться глагол. Но такая беседа может и не потребоваться. Тогда сразу переходите к спряжению. Спряжение глагола — это его изменения по лицам и числам.

Для начала просто берём любой глагол и изменяем его по лицам. Например: бежать.

Бежать — это глагол в неопределённой форме, инфинитив.

Я (что делаю?) бегу. Мы (что делаем?) бежим.

Ты (что делаешь?) бежишь. Вы (что делаете?) бежите.

Он (что делает?) бежит. Они (что делают?) бегут.

Это упражнение выполняете до тех пор, пока больной не научится изменять глаголы по лицам и числам.

3. Подбор формы глагола по лицу и числу. В этом упражнении нужно согласовать глаголы в роде и числе, вставив их в текст.

Осенью

Мы часто (ходить) в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски (радовать) глаз. (Падать) сухие листья. Земля (покрываться) пёстрым ковром. (Шуршать) под ногами пожухлая трава. В лесу (смолкать) птичьи песни. Вода в лесных ручьях (стоять) чистая. Хорошо (дышать) свежим воздухом.

И снова доводим процесс до автоматизма. Одного раза будет мало. Подбирайте тексты для работы из числа диктантов для начальной школы. Начинайте с самых простых.

4. Теперь изменяем глагол по временам. Для начала простой пример. Сначала берём глагол несовершенного вида. Всё тот же глагол бежать.

Настоящее время. Можно сказать, что это сегодня или сейчас.

Я (что делаю?) бегу. Мы (что делаем?) бежим.

Ты (что делаешь) бежишь. Вы (что делаете?) бежите.

Он, она, оно (что делает?) бежит. Они (что делают?) бегут.

Прошедшее время. Можно сказать, что это было вчера или давно.

Я (что делал?) бежал. Мы (что делали?) бежали.

Ты(что делал?) бежал. Вы (что делали?) бежали.

Он (что делал?) бежал. Они (что делали?) бежали.

Она (что делала?) бежала.

Оно (что делало?) бежало. Обратите внимание. В прошедшем времени глагол изменяется по родам.

Будущее время. Не путайте глаголы совершенного и несовершенного вида. Сейчас изменяем несовершенный вид.

Я (что буду делать?) Буду бежать. Мы(что будем делать?) будем бежать.

Мы (что будем делать?) будем бежать. Вы (что будете делать?) будете бежать.

Он, она, оно (что будет делать?) будет бежать. Они (что будут делать?) будут бежать. Обратите внимание — изменяется не смысловой, а модальный глагол. Такая форма называется сложной и состоит из двух слов. Это придётся тщательно отработать.

5. Закрепите этот материал, изменяя глаголы по временам. Подбирайте глаголы только несовершенного вида. Например: сидеть. Что делаю? - сижу. Что делал(а)? Сидел(а). Что буду делать? (буду сидеть). Постарайтесь довести до автоматизма.

6. Теперь знакомимся с видом глагола. Говорить о грамматических формах не обязательно. Но, если скажете, ничего страшного в этом нет. Действие может совершаться в настоящий момент. Что вы делаете сейчас? Сижу, смотрю, говорю. Можно привести и другие примеры. Такие глаголы отвечают на вопросы что делать?

Но действие может быть уже совершено. Что вы сделали сегодня? Поспал, поел, погулял, вернулся, сходил. и другие. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?

7. Изменяем глагол совершенного вида по лицам и числам. Теперь переходим к спряжению глагола совершенного вида. С ним уже будет проще. Например, глагол сходил.

Настоящее время в глаголов совершенного вида отсутствует. Ибо настоящее действие ещё не совершено. Об этом просто говорим и сразу начинает с прошедшего времени.

Я (что сделал?) сходил. Мы (что сделали?) сходили.

Ты (что сделал?) сходил. Вы (что сделали?) сходили.

Он (что сделал?) сходил. Они (что сделали?) сходили.

Она (что сделал?) сходила.

Оно (что сделало?) сходило.

Обратите внимание на то, что в трёх формах глагол имеет одинокое звучание, а так же на то, что в прошедшем времени глагол снова изменяется по родам.

Будущее время.

Я (что сделаю?) схожу. Мы (что сделаем?) сходим.

Ты (что сделаешь?) сходишь. Вы (что сделаете?) сходите.

Он, она, оно (что сделает?) сходит. Они (что сделают? (сходят).

Обратите внимание, формы глагола в тертьем лице единственного числа не меняется. Но всё это нужно тщательно проработать.

8.Упражнение. Измени время глагола. Снова возьмём диктант. Определите, в каком времени происходят действия? Это сделать трудно. Глаголы употреблены в разных временах. Давайте изменим текст так, чтобы все глаголы были в настоящем времени.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Настоящее время. Во время работы помогаем вопросами.

Октябрь. Деревья сбрасывают желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружатся над рябиной. Они клюют гроздья сладких ягод. В дубках кричат сойки. Над елью пищит синичка. Рябчики пролетают в лесную чащу.

А теперь изменим время на прошедшее.

Октябрь. Деревья сбросили желтые листья. В лесу шёл дождь, и листва на дорожках не шуршала под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пищала синичка. Рябчики пролетали в лесную чащу.

Теперь изменим время на будущее.

Октябрь. Деревья сбросят желтые листья. В лесу пойдёт дождь, и листва на дорожках не зашуршит под ногами. Дрозды закружатся над рябиной. Они будут клевать гроздья сладких ягод. В дубках закричали сойки. Над елью запищит синичка. Рябчики пролетят в лесную чащу.

Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока ваш больной не освоится с глаголами. Но это ещё не все. Об остальном на следующих уроках.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Ye2fhIAJ2Wcnxsg3

Следующий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/61feb250ca25a76f09f7ca6e/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=6628bc340c01f3734ecf8c99

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.