Найти тему
Владимир Пискурев

ВСЁ В ПРОШЛОМ, ИЛИ - ЧТО УВИДЕЛ ХУДОЖНИК?

Оглавление

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

Для учащихся 2кл ДШИ №1 г. Курска

В коллекции нашей картинной галереи есть одна картина. Мы часто показываем её нашим зрителям, и я много раз замечал, что зрителям нравится на неё смотреть. Я тоже люблю на неё смотреть. Она, небольшая по размерам, и всё на ней просто и понятно изображено.

Но, что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, посмотреть и подумать. Героини картины - две женщины. В тёплый день, они решили отдохнуть возле своего домика. Как? А вот как.

Они вынесли из маленького деревянного дома столик, самовар, чайные приборы. Вынесли большое мягкое кресло, устроились рядом и наслаждаются погодой. Вокруг тишина и покой - ничто не тревожит, никто не мешает. Наверное им хорошо, так проводить время. И всё это заметил художник.

Но, удивительно! Каждый раз, когда я смотрю на неё, меня привлекает не только её изображение, меня привлекает и её название. Оно останавливает меня и заставляет задуматься. Даже очень заставляет. Я пытаюсь понять - что побудило художника так её назвать, хотя понимаю - что: их возраст, их жизнь, их время.

И тогда я решил представить: как могла появиться эта картина, при каких обстоятельствах, по какой причине?

Василий Максимов родился в деревне. С детства, он очень любил рисовать. Когда Вася вырос, он поехал учиться и стал художником. Стал писать картины, в которых рассказывал о том, как живут люди. Это были
разные картины и многим они нравились. И постепенно, художник стал известным, его картины стали приобретать, его имя узнали многие.

И вот, уже не мальчиком Васей, а художником Василием Максимовичем Максимовым он приехал в свою деревню. Решил по ней прогуляться. Идёт и смотрит, и всё подмечает, и всё ему интересно. Как живут люди, что они делают, чем занимаются. Идёт не спеша, погода хорошая и хочется погулять, посмотреть, что и как изменилось. Художники вообще любят наблюдать - уж так они устроены.

И вдруг, смотрит: маленький деревянный домик, на крылечке сидит немолодая женщина и вяжет, а рядом, в большом мягком кресле, сидит другая - явно постарше. Кажется, что она, о чём-то задумалась. Может быть, какие-то воспоминания посещают её. Видно, что она прожила много лет и ей есть что вспомнить. У её ног лежит собака.

И видимо, что-то, в этой увиденной сцене - остановило художника. Что-то показалось ему интересным, возможно важным. Что-то, в его голове подсказало ему идею будущей картины. Увиденная сцена, натолкнула его на мысль, что: вот было бы неплохо, написать об этих женщинах картину. И он её написал.

-2

А, как назвать? Ведь изображённая сцена, предполагает самые разные названия. Возможно, он их выбирал, а может быть, оно сразу у него появилось и назвал он эту картину «ВСЁ В ПРОШЛОМ». Как-то на слух, если не видеть картины, не совсем понятное название. А если посмотреть, то сразу становится понятным, почему оно такое.

Возможно, когда-то, эти женщины жили вон в том, заколоченном досками доме с колоннами. Жизнь текла своим чередом и всё было хорошо. Но время идёт, человек стареет и всё постепенно остаётся в прошлом. Так случилось и с ними, и они остались одни. Большой дом уже не нужен и они доживают в небольшом деревянном домике. А в тёплую хорошую погоду, они любят посидеть на свежем воздухе, повспоминать своё прошлое, понимая, что жизнь постепенно клонится к закату. Всё осталось в прошлом и теперь есть то, что есть – возможность посидеть и повспоминать.

Не знаю, может быть Максимов, изображая эту сцену, думал совсем о другом - он автор картины, уж он точно знал, что хотел.

Но знаю точно, что эту картину, он повторил много раз - уж очень она нравилась многим, очень хорошо её приобретали. И её варианты, находятся в разных музеях. Один из них, находится у нас - в коллекции Курской картинной галереи им. А. Дейнеки.