Найти тему
Finding Neverland

Близость детского и средневекового изобразительного мышления

Оглавление

Анализируем детские рисунки

Фестиваль «Средневековое аббатство» в Австралии (abbeymedievalfestival.com)
Фестиваль «Средневековое аббатство» в Австралии (abbeymedievalfestival.com)

Вертикальная и обратная перспектива, странные ракурсы и вывернутые конечности персонажей детских рисунков – это не просто изъяны, допущенные в результате неумения рисовать «как следует». Детское изобразительное мышление строится несколько иначе, чем мышление взрослого художника-реалиста, и ребёнок в этом смысле приближается к средневековому «иллюминатору» (так называли миниатюристов, которые украшали своими картинками древние манускрипты). Предлагаю отправиться в своеобразное путешествие по детским рисункам и вместе отследить то, что роднит наших с вами детей и художников прошлого.

Первая работа в нашей подборке – рисунок третьеклассника Вани Чудайкина, случайно найденный мной в интернете:

Рисунок Ивана Чудайкина (blagoveshenie.paskha.ru)
Рисунок Ивана Чудайкина (blagoveshenie.paskha.ru)

Яркая цветовая гамма сразу обращает на себя внимание: рисунок раскрашен цветными маркерами-текстовыделителями, что в принципе непривычно для графических работ. Здесь стоит отметить, что художники Средневековья использовали для своих миниатюр очень яркие, как бы светящиеся краски, которые сохранили свой цвет и поныне.

«Благовещение», страница из французского Часослова нач. XV в. (wikipedia.org)
«Благовещение», страница из французского Часослова нач. XV в. (wikipedia.org)

Общая композиция перекликается с изображениями спящих на средневековых манускриптах (листайте галерею):

Радужные ангельские крылья – возможно, редкость для современных, но не для романских и готических изображений:

Коллаж из миниатюр разных веков
Коллаж из миниатюр разных веков

Если мы рассмотрим рисунок в деталях, то обнаружим, что орнаменты, которыми пользовался автор для украшения плоскостей, напоминают те, которыми покрывали пространство средневековые мастера:

В верхнем ряду расположены увеличенные фрагменты Ваниного рисунка, а в нижнем – вырезки из старинных книжных миниатюр
В верхнем ряду расположены увеличенные фрагменты Ваниного рисунка, а в нижнем – вырезки из старинных книжных миниатюр

Следующий экземпляр нашей с вами коллекции – рисунок, выложенный мамой безымянной юной художницы на Reddit. Работа называется «Мамы болтают после занятий»:

© EliseGravel / reddit
© EliseGravel / reddit

Фигуры статичны и динамичны в одно и то же время. Матери развёрнуты одновременно друг ко другу и к зрителю, их позы и характерные изгибы тел напоминают известный библейский сюжет, который часто изображали в средневековом искусстве – встречу беременных Девы Марии и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя (листайте галерею):

Дети на рисунке изображены менее детально (например, в отличие от взрослых, у нет нет носов), но их позы заслуживают отдельного внимания: фигуры изогнуты удивительным образом, мы видим их сразу и сбоку, и снизу. Такие утрированные, перекрученные позы, захватывающие сразу несколько ракурсов, часто встречаются у средневековых мастеров. Они используют этот приём для иллюстрации моментов, где требуется показать особую экспрессию персонажей:

Миниатюра из Евангелия Отто III, ок. 1000 г. (burgundybaron.blogspot.com)
Миниатюра из Евангелия Отто III, ок. 1000 г. (burgundybaron.blogspot.com)

Даже такая, казалось бы, небрежная штриховка напоминает принцип организации одежных складок на средневековых миниатюрах: продольные вертикальные линии обозначают ниспадающую ткань, а поперечные подхватывают материю, собравшуюся внизу:

© EliseGravel / reddit и фрагмент миниатюры со страниц манускрипта из Английской Библиотеки, XIV в. (thefreelancehistorywriter.com)
© EliseGravel / reddit и фрагмент миниатюры со страниц манускрипта из Английской Библиотеки, XIV в. (thefreelancehistorywriter.com)

Ещё один образец детско-средневекового мышления – рисунок шестилетней Лидии «Сад сластей»:

www.boredpanda.com
www.boredpanda.com

Сад – особая мистическая тема Средневековья. Связанный с представлениями о рае, даже обычный сад на миниатюрах и гобеленах часто изображается чудесным, полным необычных растений. Обратите внимание на повторяющиеся цветовые ритмы в работе Лидии: удары жёлтого, красного, розового и малинового – и сравните их с ритмикой средневековых садов:

Внимательно приглядываясь к детским работам и к средневековым изображениям, можно найти между ними много общего – и увидеть в них не только неумение и незнание законов реалистического рисунка, но и иной взгляд на вещи.

Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была полезной!

Другие статьи из цикла «Анализируем детские рисунки»:

1. Ангелы из ИКЕИ: анализируем детские рисунки
2.
Коты, бараны, пироги: анализируем детские рисунки
3.
Русские Сезоны по-китайски: анализируем детские рисунки
4.
Тыковка моя: анализируем детские рисунки
5.
Город Будущего : анализируем детские рисунки

Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).

Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland

В описании канала есть также ссылка-навигатор по другим статьям.