И Владимир Ильич Ленин, и Иосиф Виссарионович Сталин были людьми женатыми. Истории у них разные. Ленин женился один раз и навсегда. А Сталину пришлось подыскивать вторую супругу, когда его любимая Като Сванидзе ушла из жизни из-за болезни. Но дело не в том, кто сколько раз был женат. Дело в факте: и Ленин, и Сталин, будучи убежденными коммунистами, заключали церковные браки.
Правда, есть нюансы. Например, Ленин не видел других вариантов включить в круг своих родственников любимую Надежду Константиновну Крупскую. А Сталин очень любил Екатерину Сванидзе, поэтому не мог отказать ей в венчании. Правда, Иосиф Виссарионович женился под чужими именем и фамилией.
Такая вот любопытная история: советские лидеры отрицали религию, но у них не было иного выхода, кроме как обращаться к священнослужителям, чтобы те организовали обряды венчания.
Прочно в руки
Когда большевики взяли власть прочно в свои руки, то встал вопрос об отмене браков. И не только церковных, с которыми всё предельно понятно. Браки гражданские тоже не приветствовались.
Кстати, интересная вещь: сейчас понятие «гражданский брак» используется, если люди живут вместе и не думают идти в загс. А ведь словосочетание немного о другом. Гражданский брак – это союз, оформленный между гражданами, то есть брак, существование которого подтверждено государством. Верующим же этого мало. Нужно обязательно обвенчаться в церкви. Браки заключаются на небесах.
Что касается семейной сферы в молодой коммунистической стране, то сначала предлагались самые смелые идеи. Об одной из них вы, наверное, слышали. Женщины, согласно одному из предложений, не должны были быть собственностью одного мужчины. Дамами должны были иметь возможность пользоваться разные представители сильного пола. Некоторые «деятели» даже поговаривали о составлении определенного графика общения с женщинами.
Ленин хоть и учился на юриста, а сразу не понял, что нужно отделять нематериальное от материального. То есть государственная или общинная собственность на вещи – это нормально. Вещь – она без души. Ей всё равно, кто и как ею пользуется. С оговорками. Потому что, например, согласно действующему Гражданскому кодексу, животные – это тоже вещи. Но той же собаке не всё равно, как к ней относится хозяин. Это исключение из правил.
Женщина – это тоже не вещь. Соответственно, ни о каком графике близких отношений с мужчинами не должно было быть и речи. Большевики это сразу осознали и развернулись в семейной политике на 180 градусов.
Семья – ячейка
Большевики быстро поняли, что в вопросах семьи не нужно вводить «общей собственности». Как ни крути, а люди активнее занимаются своими детьми, а не чужими. И моногамия в отношениях тоже более полезна – помогает добиваться высоких результатов, не растрачивая зря ресурсов.
Фридрих Энгельс сказал, что семья – это ячейка общества. Правда, в его фразе было еще слово «экономическая». Но это, как представляется, дела не меняет. Действительно, крепкие семьи делали мощным государство.
Поэтому уже в 20-х годах к свадьбам отношение изменилось. Венчания, естественно, не приветствовались, но в структуре внутренних органов появились подразделения, которые регистрировали браки. Впрочем, всё уже не было, как раньше. «Мещанские» свадьбы, которые до сих пор проводят, вышли из моды. Молодые люди «расписывались», собирались компанией, веселились и пели революционные песни. Не было посиделок с родителями, богатых столов и всего такого прочего.
Вот и обмен кольцами не приветствовался.
А потом всё изменилось
Не слишком сильно, потому что позиция по вопросу венчаний оставалась прежней: нельзя. Хотя и в год в стране по нескольку пар венчалось. Может быть, по нескольку десятков – не обладаю такой статистикой, не удалось обнаружить данные. Но знаю, что в Союзе даже тайно крестили людей. Поэтому нет сомнений, что обряды венчания, хоть и не были распространенными, но проводились.
Во времена Хрущева стали появляться загс-дворцы. Бракосочетание стало торжественной церемонией.
Что касается колец, то есть интересные воспоминания. Например, литературовед Елена Скрябина вспоминала, что её начальник однажды намекнул: кольцо лучше снять. Пишут и о «парилках», где могли отобрать все украшения, направив их на развитие государства. Годы были непростые, поэтому люди снимали кольца и прятали их подальше.