Начать следует с того, что в 2013 году в Ульяновске так и не установили памятник… Нет, не Ленину, а другому уроженцу города Симбирска – Василию Николаевичу Кочеткову. Некоторые представители общественности возмутились, посчитав, что такого солдата в природе не существовало. То есть был некий Кочетков В.Н., но его подвиги преувеличены.
Сказать честно, я не понимаю, почему народ так возмутился. Фальсификация истории – это вещь, безусловно, неправильная. Но устанавливают же у нас памятники сказочным персонажам, героям фильмов и так далее. А монумент, изображающий Кочеткова, мог бы стать памятником солдату Российской империи. Многие из таких натерпелись, подвигов не совершали, защищали интересы Родины стойко. Почему нет?
Что сделано, то сделано. В нашем случае: что не сделано, то не сделано. Памятник не поставили. А мы всё же давайте разберемся, действительно ли Василий Николаевич был солдатом удивительным, единственным и неповторимым.
Подвиги
Перечислять их можно долго. Расскажу историю Василия Николаевича, которую в конце 19 века напечатали некоторые газеты. Одна из них – авторитетный «Правительственный вестник».
Что там писали?
Кочетков якобы в 1785 году был записан кантонистом в гарнизонную школу. То есть начинал он свой путь музыкантом. И только в 26 лет мужчина был зачислен в лейб-гвардии Гренадерский полк.
Что такое Гренадерский полк, думаю, все примерно представляют. Туда брали настоящих богатырей: статных, сильных, удалых.
Вот с этого полка и начинается по-настоящему военная карьера Василия Николаевича. Солдат участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражался при Бородине, дошел до Парижа. И этого уже немало. Но на этом военная служба Кочеткова не закончилась.
Далее он подавлял восстание в Польше, сражался с турками, воевал на Кавказе.
Про Кавказ – обращу внимание на одну деталь: там В.Н. Кочетков, если верить «Правительственному вестнику», служил в Нижегородском драгунском полку. Поясню, что в этот полк «ссылали» бывших офицеров, которые участвовали в дуэлях и за это были наказаны. Они воевали рядовыми. Выводы такие:
1. Бойцы в полку были отчаянные – которые ничего не боятся.
2. Возможно, что Кочетков в годы своей службы тоже совершил какой-то поступок, за который его «репрессировали».
На Кавказе Кочетков выжил после двух ранений, был в плену, бежал.
Казалось бы, навоевался. Но нет.
Когда солдату было 64 года, его направили на экзамен на офицерское звание. Василий Николаевич его успешно сдал, но решил остаться солдатом. Видимо, это был принципиальный момент.
Писали, что Кочетков сопровождал Александра Второго в императорском поезде. А также воевал с турками, брал Шипку, был в Туркестане. В Азию якобы его провожал сам император.
Таким образом, получается, что Кочетков сражался при трех императорах:
· при Александре Первом;
· при Николае Первом;
· при Александре Втором.
Это просто не укладывается в голову. Писали также, что Василий Николаевич в семидесятых годах 19 века потерял ногу, но остался в армии. Демобилизация случилась только в 1891. Солдат вышел в отставку с 23 наградами.
Правда или вымысел?
Жители Ульяновска, как я уже указывала, усомнились в том, что В.Н. Кочетков был таким заслуженным человеком. Где правда, а где вымысел?
Верить в историю, основываясь только на публикации в «Правительственном вестнике» - это неправильно.
Его редактором в конце 19 века был Константин Случевский – поэт и действительный статский советник. В целом человек положительный. Но он мог в публикации приукрасить информацию. Хотя бы потому, что того требовала ситуация. Во-первых, шли очередные перемены в армии. Во-вторых, отмечали 80 лет со дня Бородинского сражения. Страна нуждалась в героях. Вот и написали, что ушел из жизни 107-летний старик, который многое повидал на своем веку, совершил массу подвигов и так далее.
Тот факт, что Кочетков, в принципе, существовал, – не вызывает сомнений. Например, сохранились документы, в которых врачи Белозерской больницы обращаются к военному министру Строганову, чтобы тот дал разрешение устроить погребение Кочеткова со всеми почестями. Министр запрашивал у белозерских военных, что же такого тот солдат совершил. Что ему ответили – вопрос.
Вероятнее всего, Василий Николаевич был вполне реальным человеком, биографию которого приукрасили.
Портрет Кочеткова писал художник Петр Борель. Сохранился рисунок. И там видно, что у Василия Николаевича вовсе не 23 награды – поменьше. А Борель известен был своим большим вниманием к деталям. Исходя из этого рисунка, можно сделать вывод, что в «Правительственном вестнике» немного нафантазировали.
С другой стороны, Кочетков, когда позировал Борелю, мог не надеть часть наград.