В прошлом году занесла меня нелегкая тяга к новому на "Всероссийский конкурс, направленный на раскрытие потенциала профессионалов, формирование новых традиций, повышение стандартов сервиса и престижа профессий во всех сферах индустрии гостеприимства - "Мастера гостеприимства".
Даже 2 раза. 🤦♀️
Первый раз - с экологическим проектом про Лосиный остров, который ожидаемо и с треском провалился, т.к. тема острая и никто не знает, как к ней подступиться. Почитать статью можно тут .
Но когда объявили дополнительный он-лайн полуфинал, да еще номинацию "Развитие арктического туризма", Лена, как девочка с Севера (я же с 3 по 11 классы жила в Мурманской области), не могла не наступить на новые грабли.
К тому же это событие совпало с запоздалым открытием, что любимые мной с детства Серовин (художники Коровин и Серов) бывали в тех местах, где прошли мои школьные годы, а мы-то, школьники, и не знали.
К слову про внутренний туризм и школьные уроки краеведения, как говорится) Мы то еще и про Гарина только по слухам знали, но это другая история.
Так появилась идея маршрута "На Север за вдохновением..."или по следам русских художников.
Спойлер: идея, может, была и не так уже и плоха, а вот название... Все эти "по следам", "кольца", "лучшее в***", боль всех наших регионов.
На самом деле художники отправились на север не просто так, а вполне с определённой целью и заданием.
- - Савва Иванович Мамонтов говорил, что там дорога строится, но по ней ехать еще нельзя... Как-нибудь с инженерами проедем до Двины, а там - пароход есть.
- Благодаря возможностям Саввы Мамонтова, в распоряжении художников оказался комфортабельный пароход «Ломоносов», направлявшийся на Мурман…
Имя Мамонтова звучит не случайно. "Дело в том, что, получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник намеривался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на предстоящей в 1896 году Нижегородской промышленной и художественной выставке. Создание архитектурного и экспозиционного проекта, а также выполнение десяти монументальных панно Мамонтов решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла эта поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере» (Коровин К.А. «То было давно...». М., 2010. Т. 1. С. 398.)
Обо всем этом мы в школьные годы не знали, как и не приходило в голову нам в голосу, что за полярным сиянием можно охотиться, а сейчас это одно из самых популярных развлечений туристов, которые приезжают на Север.
Хотя, в 90е начали продавать фотографии с сиянием в виде открыток, вот такие.
Думается мне, что одним из первых "охотников" был как раз Константин Коровин - ведь он не только картины написал по результатам поездки (ниже как раз картина К. А. Коровина "Гаммерфест. Северное сияние 1895 года"), но еще и фотографии делал. Хотя, конечно, техника того времени вряд ли позволила бы снять сияние.
Путешествие Коровина на север подробно описано в его воспоминаниях, причем весьма увлекательно.
Меня в этом путешествии особенно интересовал участок, касающийся Мурманской области.
В частности, в и в знаменитой ныне Териберке Коровин отметился, и сделал много фотографий, но на экскурсиях в Териберке об этом почему-то не упоминают и не показывают эти старые фотографии.
Может, нам так не повезло, когда в 2020 году мы с подругой внезапно рванули в Мурманск, поправьте меня если я не права.
Кроме Териберки, Коровин С Серовым посетили и остров Кильдин, и нынешний Полярный (примерная карта тут), но в презентации мы сразу переходим к моей родной Печенге, где высадились Коровин и Серов в 1894 году.
Пароход пришвартовался в заливе Святого Трифона, легендарного основателя Печенгского монастыря.
«Безграничный Ледовитый океан. Над ним — прозрачное, холодное небо. К горизонту оно зеленоватое, далекое. Рано утром мокрые скалы весело заблестели на солнце. Они покрыты цветными мхами, яркой зеленью, алыми пятнами. Пароход вошел в тихую, широкую гавань, залив святого Трифона и остановился. Мы вышли из лодки на сырой песок берега.
Воздух прозрачный и светлый. Я открываю шкатулку, беру палитру, кладу второпях краски. Руки дрожат, так хочется написать это".
Художники остановились в небольшом монастырском домике и стали готовиться к поездке в древнюю обитель. Пока местные карелы седлали для поездки лошадей, внимание художников привлёк молодой парень, лежащий на песке. Он был одет в яркий зипун, обшитый жёлтым, белым и голубым кантами. «Каков франт!» - не удержался Коровин… На голове парня была белая песцовая шапка с кожаным верхом и красным помпоном; его белую рубашку украшали цветные ленты, а на руках переливались бриллианты, изумруды и сапфиры…
Вечером того же дня, в келье за самоваром, один из монахов рассказал художникам, что тот франт, которого они видели – главный олений пастух. Он пасёт десятки тысяч голов. Умелых пастухов, знающих, как сохранить в тундре оленей и приплод, очень ценят и хорошо платят. «Такие пастухи очень богаты, - пишет Коровин. – Так вот кем был этот франт с кольцами!».
Там находился самый северный православный монастырь, причем нижняя часть монастыря как раз на месте правой современной фотографии.
Поездка в Печенгский монастырь оказалась очень плодотворна для Коровина. Исходив живописные окрестности обители, художник создал ряд замечательных этюдов: «Сентябрь в Печенге», «Водопад св. Трифона», «Ручей св. Трифона в Печенге», «Зима в Лапландии», «На дальнем Севере».
Побывали художники и в удивительном месте - приграничной церкви Бориса и Глеба на реке Паз, куда нас, школьников возили лишь однажды, в честь окончания школы. Но у меня даже своих фотографий даже не оказалось на ее фоне.
Да и сейчас эта церковь доступна только 2 раза в год, и для ее посещения нужно оформлять заблаговременно разрешение.
Одна из работ Коровина, находящаяся в Третьяковской галерее, написана в окрестностях нашей школы.
По результатам путешествия Коровиным был оформлен павильон Крайнего севера, построенный по инициативе Саввы Мамонтова на Всероссийской Промышленно-Художественной ярмарке 1896 года в Нижнем Новгороде: и своими картинами, и мехами белых медведей, бочками с рыбой, кожей тюленей и шерстяными рубашками поморов; почти все вещи, включая челюсти кита и морские канаты, были привезены из экспедиций.
Не обошлось без скандала, интриг и расследований: если внимательно присмотреться к правому фото, то можно увидеть... врубелевского Демона, но это уже другая история.
Главное, что расчет Мамонтова был верный. Поездка Коровина и Серова, удачная презентация на Нижегородской ярмарке сделали свое дело.
На север поехали. И дорога на Архангельск (мы же помним, с чего все начиналось) была как-никогда кстати. ☺
Моя же идея была проехать заново по родным местам, взглянуть на них новым взглядом и по результатам современного арт-путешествия на Север тоже провести выставку: или на даче Коровина в Охотино, где проводят замечательные мероприятия (подробнее можно почитать тут), или же в нашей печенгской школе № 5, где теперь директором работает моя бывшая классная руководитель.
Пока эта идея ждет своей реализации...
Но зато идей, как потом развить и продолжить - полно: это и путешествие под парусом, и на машине, ведь сам Коровин не раз еще возвращался на ставший милым ему север.
Дело осталось за малым: провести хотя бы тестовый тур, ну или списаться со своей школой)
Как считаете, стоит попробовать?
Будет это кому-то интересно?
И да, этот проектик мой никуда не пробился, не глобален, местечков оказался. На вас одна надежда ☺
Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации. Я на других площадках:Инстаграм / Facebook / Вконтакте / Одноклассники /
#на севере жить #россия #константин коровин #идеи для путешествий #путешествия