Найти тему
Сергей Волков

Маша Миронова в бронежилете: как восьмиклассники понимают «Капитанскую дочку»

Кадр из фильма «Капитанская дочка», 1958 год
Кадр из фильма «Капитанская дочка», 1958 год

Разбираемся с сюжетом «Капитанской дочки». Программа-максимум — понять, чего написано. Дома читали несколько глав, на уроке задаю вопросы на понимание — по тексту. Сначала отвечают на них письменно, потом пытаемся соотнести разные ответы и работать вместе.

— Кто кого вызвал на дуэль — Гринев Швабрина или Швабрин Гринева?

Полкласса считает, что Гринев, полкласса, что Швабрин. Есть и те, кто полагает, что одновременно (типа «цу-е-фа», видимо, скидывались)…

Когда выясняем, что формально вызвал все-таки Швабрин, наступает ступор: ведь за критику своих стихов обиделся Гринев? Почему же вызвал Швабрин?

Понимание приходит волнами: со стихов только началось, но не они стали поводом для самого вызова.

— Да он не за стихи вызвал, он за Машу обиделся! (это типа прочитавший ученик укоряет остальных — дураки, что ль, ясное же дело).

Уточняю:

— Кто вызвал?

— Гринев.

— Но мы ж только что выяснили, что вызвал-таки Швабрин.

Опять ступор. Гринев и за стихи в обиде, и за Машу — а вызвал Швабрин. Как так?

Пока дошли до того, что Гринев назвал Швабрина лжецом, семь потов сошло.

Кадр из фильма «Капитанская дочка», 1958 год
Кадр из фильма «Капитанская дочка», 1958 год

Ладно, а в чем он лжет-то? Он лжет, говоря, что по опыту знает распутный норов Маши. Намекая, что за серьги она к нему, Швабрину, в сумерках ходила.

Ок, выяснили. Тут я возьми и спроси:

— А на самом деле ходила или нет?

Полкласса считает, что ходила… Ёклмн.

— Стоп. Как так? Мы ж с вами десять минут назад говорили о том, что она отказалась выйти за Гринева без благословения его родителей, что она чтит заповеди, устои, верит в Бога, имеет нравственные принципы — и вы так кивали вроде. И эта же Маша за серьги встречалась с Швабриным, который ей неприятен?

Молчат. Да, неувязочка… Этот разговор о Маше уже в какой-то другой части головы хранится. Или не хранится вовсе… Целых десять минут же прошло!

Еще через несколько минут:

— Стойте! А разве Маша вышла в итоге за Гринева? Он же в метель попал! (это ученик кричит с места).

Теперь ступор у меня:

— Вышла. Пугачев же помог Гриневу со Швабриным справиться.

Ученик смотрит с большим сомнением:

— Нет, вы путаете. Гринев попал в метель и проехал мимо.

Не сразу, но выясняем: в голове ученика склеились «Капитанская дочка» и «Метель». И Гринев превратился во Владимира… Легко и естественно.

— Ага, а еще рядом князь Игорь собирается в поход и его метель останавливает! И Гектор вокруг Трои бегает по снегу и никак добежать не может! (идея перепутывания сюжетов овладевает классом на некоторое время, я отчасти радуюсь тому, что хоть что-то помнят из «Илиады» и «Слова о полку»).

— Да у Пушкина одни свадьбы, метели и Маши! Как тут не запутаться! (этот ученик с досадой)

Действительно, а если еще «Дубровского» вспомнить… Тоже Маша и тоже обвенчана — и тоже не с тем…

Следующая картинка:

— Почему ты главу «Приступ» поместил в плане после разговора Гринева и Пугачева во взятой крепости?

— Я думал, приступ — это когда болеют. А там Маша заболела же…

— Слушай, ну вот ты начал читать главу. Она называется «Приступ». Ты такой думаешь: «О, это про болезнь!» Дочитываешь — а там болезни никакой нет. У тебя должно в голове щелкнуть, что приступ еще что-то значит?

Смотрит на меня, взгляд медленно проясняется:

— Д-д-должно… Но не щелкнуло!

Иллюстрация Д. А. Шмаринова к «Капитанской дочке»
Иллюстрация Д. А. Шмаринова к «Капитанской дочке»

Хит сезона — разговор про сарафан. Вопрос: «Капитан Миронов говорит: «Ступайте домой, да коли успеешь, надень на Машу сарафан». Зачем Маше сарафан?».

Ученик грызет ручку, явно не знает, потом решает пойти ва-банк и раскрутить меня на ответ:

— СВ, зачем действительно этой Маше этот сарафан?

— Ты знаешь, меня это тоже весьма интересует, именно поэтому этот вопрос задал первым я. Я — тебе. Ты ж читал?

— Я читал, но тут как-то нелогично. Бой начинается, стреляют. При чем тут сарафан?

— Вот и я о том же. Если б было написано: «Надень на Машу бронежилет», тогда бы норм. А тут что за бред?

— Так и я про бред. Сарафан… А собственно, что такое сарафан? Я вот знаю кушак (жестом показывает, как наматывают чалму).

— Вообще-то, кушак — это пояс. Это так, на всякий случай.

— Дааа? Интересное дело. А сарафан?

Тут девочки закатывают глаза и исполняют короткую партию на тему «что такое сарафан». Минута гендерного торжества.

— Ну, вот! Я так примерно и думал. От пуль защита никакая. Так в чем идея?

— Давай думать. Какие версии?

— Может, она голая была? Тогда логично: солдаты кругом, неудобно.

— В логике тебе не откажешь. Еще идеи?

— Ну, еще так: если у женщины есть новый сарафан, а она его еще не померила, а тут битва и она может погибнуть, то она не может умереть, не померив. Для них же наряды важнее жизни. Надо успеть померить! Вот в чем смысл этих слов. Я правильно догадался, да?

И так далее. До идеи, что в сарафане капитанскую дочь примут за простую девушку и помилуют, было еще далеко…

Можно примерно каждые пять минут урока биться головой об стол. Но смысла в этом немного, поэтому мы весело и неуклонно со скоростью стреноженного коня ковыляем по тексту.

У меня литература один раз в неделю, спаренный урок. До высоких смыслов, философии, наблюдений над формой и прочего филологического три года скачи — разобраться бы с сюжетом, с тем, кому кто что сказал и что при этом подумал, с реакциями на поступки, с мотивами поведения, со значением слов, с логикой, включить бы хоть чуть-чуть критическое мышление, чтоб понять, что если персонаж «засвистал французскую песенку», то вряд ли его фамилия Пугачев…

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц