Найти тему

Новый статистический сборник серии «Индикаторы образования»

Статистический сборник «Индикаторы образования: 2022» стал 11-м по счету изданием серии, выпускаемой Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом.

Издания серии включают широкий спектр показателей, характеризующих все уровни образования, и дают полное представление о состоянии и развитии этой сферы в России в многолетней динамике и в сопоставлении с другими странами.

Сборник содержит ряд новаций. В частности, включены данные об участии населения в непрерывном образовании, онлайн-обучении, подготовке кадров для цифровой экономики.

Проиллюстрируем на данных сборника некоторые значимые характеристики сферы высшего образования — важнейшего сегмента, предопределяющего развитие человеческого капитала страны.

Инвестиции в высшее образование

✦ 1% ВВП России составили расходы на высшее образование (все расходы на образование — 4,6%). Это сопоставимо со значением показателя в Италии, Испании, Германии, Франции, Японии (0,9 — 1,2%), но ниже, чем в США, Великобритании Канаде, Швеции, Республике Корея (1,4 — 2,5%).

✦ 393,3 тыс. рублей государство расходует на одного обучающегося в системе высшего образования. Относительно уровня 2010 года показатель вырос на 11,4% в постоянных ценах.

✦ Растет доля студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований: на начало 2020/2021 учебного года она составляла 47% студентов, десять лет назад — 37%.

Главные направления подготовки студентов

✦ В 2020 году было выпущено 887,9 тыс. специалистов с высшим образованием, из них 849,4 тыс. человек получили диплом бакалавра, специалиста, магистра; 14 тыс. человек окончили аспирантуру, в том числе с защитой диссертации — 1,2 тыс. человек (8,9%); 24,1 тыс. и 0,4 тыс. человек — ординатуру и ассистентуру-стажировку.

✦ Среди программ бакалавриата, специалитета, магистратуры наиболее востребованы специальности и направления подготовки, относящиеся к наукам об обществе, — 41,2% выпускников 2020 года получили квалификацию в этом направлении (из них большинство — в области экономики и управления, юриспруденции). Чуть менее трети (28,4%) выбрали специальности, связанные с инженерным делом, технологиями и техническими науками.

✦ По доле выпускников в области ИКТ Россия (5%) находится практически на одном уровне с США, Германией, Республикой Корея (4,5 — 4,7%).

✦ Российское высшее образование становится более привлекательным для иностранных граждан. Доля зарубежных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в российских вузах, возросла с 2,3% в 2010/2011 учебном году до 7,7% в 2020/2021 учебном году.

Профессиональный рост преподавателей

✦ Профессорско-преподавательский состав активно участвует в дополнительном профессиональном образовании: доля работников, прошедших повышение квалификации и (или) переподготовку в течение последних трех лет, составляет 91,4%.

✦ Почти три четверти работников профессорско-преподавательского состава, реализующих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, имеют ученую степень доктора или кандидата наук, а 13,5% — лица возрасте до 35 лет.

✦ В расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава стабильно приходится 12 студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Существенно выше, чем в России, нагрузка на одного преподавателя в таких странах, как Новая Зеландия, Чехия (по 17 студентов), Латвия, Франция (по 18), Италия, Турция (по 20).

Цифровизация обучения

Введение ограничительных мер в условиях пандемии оказало влияние на массовое внедрение в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

✦ На начало 2020/2021 учебного года 47,4% студентов обучались по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий, а с применением электронного обучения — более трети (37,5%).

✦ По состоянию на октябрь 2021 года 1,3 тыс. онлайн-курсов были размещены российскими образовательными организациями высшего образования на образовательных онлайн-платформах, представленных в ГИС СЦОС. Наибольшее количество курсов предоставили пять образовательных платформ: «Открытое образование» (199 онлайн-курсов), Stepik (164), «Росдистант» (100), «Образование на русском» (88), «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» (74).

Эффекты от высшего образования

✦ Выпускники с высшим образованием чаще устраиваются по специальности, чем выпускники со средним профессиональным образованием. В 2020 году среди выпускников вузов, завершивших обучение в 2017–2019 гг., 70% имели работу, связанную с полученной специальностью, а среди выпускников со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена — 58%, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих — 56%.

✦ Наличие диплома о высшем образовании положительно влияет на уровень заработной платы. У работников с высшим образованием она в среднем в 1,6 раза выше, чем у работников со средним общим образованием.

Участие россиян в непрерывном образовании

✦ 43,2% взрослого населения страны (в возрасте 25–64 лет) было охвачено непрерывным образованием в 2020 году. Активнее в нем участвовали лица с высшим образованием (56,2% от их числа).

✦ 19,2% населения в возрасте 25–64 лет намерены участвовать в непрерывном образовании, в том числе связывают его с профессиональными интересами 52,8%.

По ссылке можно подробнее ознакомиться с полной версией сборника и другими изданиями серии «Индикаторы образования», которые содержат широкий спектр показателей, характеризующих все уровни образования, и дают полное представление о состоянии и развитии этой сферы в России в многолетней динамике и в сопоставлении с другими странами.