Этот объект является одной из старейших конструкций подобного типа на территории Северной Столицы. Возвели его в 1910 году над железнодорожными путями в районе первой сортировочной станции России. Последняя появилась в 1879 году на 8 км Николаевской железной дороги. В самом широком ее месте тогда насчитывалось порядка 50 путей. В течение десятилетий она неоднократно меняла название; сегодня: Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
112 лет истории — Цимбалинский путепровод
Металлический путепровод с четырьмя арочными фермами и деревянным дорожным покрытием построили через 31 год после ввода станции, соединив переходом Фрунзенский и Невский районы. Почти полвека конструкция простояла относительно спокойно — не пострадал объект и во время войны. Но со временем им пользовалось все больше автомобилистов и пешеходов.
Так назрела коренная реконструкция моста, что и произошло в 1968-1970 гг.: усилили пролетные строения, деревянное покрытие поменяли на бетонные плиты и асфальт, по бокам появились пешеходные тротуары; поперечные конструкции, чтобы облегчить движение транспорта, установили снаружи верхнего пояса фермы.
В следующие годы по мосту проезжало все больше автомобилей — нагрузка усиливалась. Но кроме мелких ремонтов никаких существенных мероприятий не проводилось. В 2000-х состояние путепровода оставляло желать лучшего. Вопрос о приведении конструкции в нормативное состояние поднимался неоднократно. Долгое время РЖД, на балансе которой она находилась, и городские власти не могли разобраться, кто из них и за чей счет должен реконструировать объект.
В конечном счете путепровод решили отдать городу, о чем было объявлено в 2011-м. Ремонтные работы предполагалось провести в 2013-2014 гг. Шли разговоры об этом и позднее. Но так случилось, что мост до сих пор не передан в собственность Санкт-Петербурга, реконструкция не проведена. Со временем дорогу закрыли для грузового и общественного транспорта, а движение легковых авто осуществлялось по одной полосе.
Не все хотят «Суперсовременный мост»
В 2019 году глава РЖД Олег Белозеров и Александр Беглов подписали соглашение о реконструкции объекта. Последний (тогда врио губернатора) подчеркнул, что на месте прежнего будет построен новый «суперсовременный мост», на что потратят 4,5 млрд руб. Расходы город и компания должны были поделить поровну. Приступить к реализации проекта планировали «в самое ближайшее время». Но быстро не получилось.
На то был ряд причин. Считается, что свою роль сыграли и возмущения представителей общественности, которые выступили против сноса прежнего сооружения, настаивая на его исторической значимости для города. Губернатору и различным инстанциям направлялись разного рода петиции. Предлагалось сохранить объект и, как вариант, отдать его пешеходам и велосипедистам.
Активисты не сдавались до последнего, устраивая разного рода акции, дабы привлечь больше внимания к этой теме. Например, летом 2021-го был организован аукцион по продаже картин с изображением моста. Но ранее Комитет по охране памятников истории и культуры разъяснил, что путепровод не представляет ценности для Санкт-Петербурга, так как вследствие проведенной в советское время реконструкции и дальнейших мелких ремонтов попросту утратил первоначальный вид; а конструктивные особенности строения не отличаются уникальностью.
Проект утвержден
22 января 2022 года в Администрации города пролили свет на будущее объекта, сообщив об утверждении проекта его реконструкции. Как отмечает пресс-служба правительства Санкт-Петербурга, на месте действующего и устаревшего моста появится новое сооружение с четырьмя полосами движения. Кроме этого, будут обустроены подъездные пути — в общей сложности 2,2 км; организованы велодорожки. Воплотить эти планы предполагается до 2025 года.
В статье в частности использованы изображения с сайта kupsilla.ru (посвящен истории Купчино) и официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга / gov.spb.ru