Найти в Дзене
Esse Homo

Культ медведя на страже предков

Культовая практика поклонения медведям встречается во многих родоплеменных религиях Евразии. Предположительно, впервые она появилась в эпоху среднего палеолита у неандертальцев. Археологи обратили внимание на своеобразное расположение костей пещерного медведя (Ursus spelaeus) в их пещерах. Во время раскопок археологи установили, что кости лежали в таком порядке, что это могло быть результатом вмешательства гоминидов, а не естественных процессов отложения. Так Андре Леруа-Гураном были найдены черепа медведей, расположение которых описывало идеальный круг.

Особую ценность для археологов представляет «Монтеспанский медведь», найденный во Франции в пещере Монтеспан. Это глиняная статуя медведя, датируемая 35-30 тысячелетием до н.э., к которой был прикреплен настоящий череп медведя. Ученые предполагают, что эта статуя служила охотничьей мишенью для человека палеолита, который верил, что убийство макета будет благоприятствовать реальной охоте.

В эзотерическом представлении человека каменного века медведь являлся священным животным, о чём свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные петроглифы изображают не только охоту на медведя, но и отдельные рисунки этого животного, что говорит об особой роли медведя для древнего человека, его причастности к загробной жизни. В своем труде «Культ медведя в палеолите Европы», В. С. Житенёв утверждает, что «Культ по отношению к медведю — один из самых древних проявлений зоолатрии», и выражался он в организации медвежьих костных комплексов, а также в изготовлении подвесок из медвежьих зубов и костей. По мнению Б. А. Рыбакова, культ медведя, возможно, является самым первым в истории человечества.

Зародившись в среднем палеолите сакральный образ медведя нашел свое отражения во многих культурах. Однако ярче всего образ медведя представлен у славян, где медведь являлся одним из основных персонажей народных культов и фольклора, наделяемый антропоморфными чертами, символикой плодородия, здоровья и силы, и нередко главенствующей ролью среди лесных зверей.

У славян существовало уважительное отношение к медведю – он считался хозяином леса, его облик принимал леший. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить. Славянские народы полагали, что медведь наделен особой мудростью, всеведением, он способен защитить от колдовства, болезней и даже черта. Медвежья лапа считалась очень сильным оберегом от всяческих напастей, поэтому многие славяне хранили такой талисман у себя дома.

-2

В представлении славянских народов медведь представлял предка человека, имел с ним «кровную связь». Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли медведя, «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха» и т.д.

После принятия христианства отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться в связи с искоренением язычества на территории славянских государств. Однако отношение христианства к медведю не столь однозначно.

В книге пророка Исаии медведица — олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Во второй Книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой — готова защищать своих детёнышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением её с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой — человек воинственный; он не остановится ночевать с народом». В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа.

В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце XVIII — начале XIX вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему. В житии святого Сергия Радонежского тоже приводятся свидетельства встречи с медведями. Однажды он пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным. Этот сюжет стал распространён как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя.

В житиях православных святых случаи приручения медведей не являются редкостью.
В житиях православных святых случаи приручения медведей не являются редкостью.

Возможно после таких историй Сигизмунд Герберштейн и другие путешественники окрестили Россию страной, где медведи ходят по улицам городов. Но это уже другая история.

#образование #религия #религиоведение #медведь #история