Увидев впереди Салехард, к которому "Метеор" подходил на час раньше графика, я был несказанно рад. Опознаётся он не только по внушительныму размеру и положению на правом берегу, но и по хорошо заметной доминанте - наклонным пилонам моста "Факел" (2004) через речку Шайтанку. А длинные острова на переднем плане - это дельта реки Полуй, на которой, в паре километров от собственно Оби, и стоит столица Ямала:
Туда, в устье Полуя, и надо зайти, на несколько минут выскочив в Заполярье: нижняя точка пути - Ангальский мыс за Полуевым устьем. Обь тут делает крутой поворот, скрывающий Лабытнанги - город-станцию, куда с Большой земли приходит железная дорога. Предместья Салехарда тянутся за этим мысом, как бы срезая угол, и почти на одной линии с его яром и точкой, откуда снят этот кадр - салехардский аэропорт.
Ангальский мыс - одна из главных святынь ханты: здесь живёт Ас-ики, или Обской старик - один из самых чтимых "местных" духов, сын верховного бога Торума, ведающий движением рыбы вверх по Оби: для лесного народа значит это примерно то же, что урожай для земледельческих культур.
Одна из тех, кто нас встречали в Салехарде, наполовину хантыйка, рассказывала, что здесь ещё её отец совершал свои обряды и пил звериную кровь. Мне, конечно, очень хотелось увидеть там идол - но это тоже исторические объект: памятник погибшим врачам и пилотам санитарной авиации: спасать больных и раненых с далёких стойбищ порой приходится в очень сложных условиях местности и погоды.
Напротив мыса болтается необычайно мрачного вида баржа для слива с судов сточных вод. В других местах от Омска до Антипаюты такие мне попадались.
Устье Полуя с одиноким бункеровочным судном, за которым виден речной вокзал - его от нас отделяет Полярный круг, проходящий примерно через вот эти портовые краны. Город на Полярном круге - один из главных образов Салехарда:
И хотя Салехард выглядит куда суровее и барачнее, чем почти курортный Ханты-Мансийск, он точно так же встречает заводом стройматериалов. Размером последний, впрочем, существенно меньше, как и город: в Салехарде 45 тыс. жителей против почти ста тысяч в Хантах. Он и растёт куда медленнее - с 30 тысяч на момент распада СССР до 48 тысяч сейчас, в ЯНАО уступая Ноябрьску и Новому Уренгою. Пожалуй, это единственный на югорском Севере город старожилов.
До 1933 года он назывался Обдорск, то есть с языками коми Приобье, хотя слышал версию, что всё наоборот: от комяцкого Обдор - "Заснеженный край" - и происходит русское название Обь. И хотя в Салехарде есть "воссозданный" Обдорский острог - на самом деле ни крепости, ни города тут не было: с 1595 года известно Обдорское зимовье, с 1635 года - застава, с 1807 года - село Берёзовского уезда, причём не самое крупное - к началу ХХ века тут жило всего полтысячи человек.
Наконец, в 1930 году был образован Ямальский национальный округ, и за неимением ничего крупнее и удобнее по расположению, центром его стал Обдорск, в 1933 году получивший статус ПГТ, а в 1938 - города. И хотя тут ещё земля хантов (у коих было для Обдорска своё название - Пуловат, то есть Усть-Полуй), округ замышлялся как ненецкий, а ненцы называли это место Салехард - "Город на мысу".
К 1939 году тут было 12 тысяч жителей, и рос город с тех пор поступательно и неспешно, совсем не как бывает в нефтегазовом краю. Справа же и вовсе древнейшее здесь обжитое место - Усть-Полуйское городище, где люди жили ещё до прихода в эти края и угров, и самодийцев, в преданиях которых фигурирует народ мамонтоводов сиртя, ушедший когда-то с этих мест под землю.
Как мне показалось, в плане благоустройства он отстаёт на шаг от Ханты-Мансийска, но среди бараков очень интересно выискивать осколки так и не достроенной сталинской Мёртвой дороги (1947-53) от устья Оби к устью Енисея, столицей которой он должен был стать. В общем, при кажущемся сходстве с Ханты-Мансийском, Салехард - другой, более суровый, но и более одухотворённый.