Вчера попросили помочь в написании «маленького» сочинения (ЕГЭ, литература) по стихотворению И.Бунина «В горах» (понимание последней строки). Предложу всем желающим то, что у меня получилось. Отчётливо понимаю, что такой анализ далеко не всем доступен, так как требует довольно глубоких литературоведческих и культурологических знаний. Эти знания включены в стандарт, но все же понимают, что знать ВСЁ выпускнику НЕВОЗМОЖНО.
Первая проблема в том, что стихотворение представлено в неверном формате. Сравните – и вы многое поймёте.
Электронный вариант ЕГЭ
Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал
меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон
овечьих стад, Пастушеский костёр и горький запах
дыма!
Тревогой странною и радостью томимо, Мне сердце
говорит: «Вернись, вернись назад!»-Дым на меня
пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я
проезжаю мимо.
Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией
зовет. Она в моём наследстве. Чем я богаче им, тем
больше я поэт.
Я говорю себе, почуяв тёмный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
— Нет в мире разных душ и времени в нём нет!
Авторский формат
Поэзия темна, в словах невыразима:
Как взволновал меня вот этот дикий скат.
Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад,
Пастушеский костер и горький запах дыма!
Тревогой странною и радостью томимо,
Мне сердце говорит: «Вернись, вернись назад!»—
Дым на меня пахнул, как сладкий аромат,
И с завистью, с тоской я проезжаю мимо.
Поэзия не в том, совсем не в том, что свет
Поэзией зовет. Она в моем наследстве.
Чем я богаче им, тем больше — я поэт.
Я говорю себе, почуяв темный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве: -
Нет в мире разных душ и времени в нем нет!
Сравнение помогает сразу выявить основной признак формата и жанра произведения. Это сонет (важный термин). Вспоминаем, что сонет имеет 14 строк, строгую структуру: тезис, антитеза, развязка. Теперь прочитаем внимательно, находя каждую композиционную часть. Понятно, что (по закону текста) в конце всегда мы ищем основную мысль. Значит, если нас просят объяснить последнюю строку, надо раскрыть авторскую позицию.
Разбираемся: начало сонета определяет тезис: «Поэзия темна, в словах невыразима..», отмечаем для себя, что тема сонета - «суть поэзии», можно сформулировать как проблему приблизительно так: Бунин поднимает философский вопрос о сути поэзии (выходите на термин «философская лирика»).
Прочитав развязку (которую и надо нам объяснить), пытаемся осознать, что значит: «Нет в мире разных душ и времени в нем нет!» Для человека 17 лет этот философский вопрос труден, что вполне объяснимо. Если не очень понятно ( и в других ситуациях поступайте так же), берите ручку и подчёркивайте те выражения, которые видите как изобразительно-выразительные средства (далее – ИВС): эпитеты помечайте Э, сравнения –С, метафоры – М, и т.д.
Что же можно отметить в этом стихотворении?
Эпитеты: дикий скат, тревогой странною, сладкий аромат, темный след. Прежде всего обращаем внимание, что они носят эмоционально окрашенный характер: эмоционально окрашенный эпитет (запомните это выражение) –ещё термин. Давайте подумаем: что эти эпитеты характеризуют? – дикий скат, горький дым – картина природы (пейзажная зарисовка), сладкий аромат дыма – то, что остаётся в душе, «тёмный след» –духовное наследие того, кто предшествовал нам, кто так же воспринимал, так же чувствовал.
Очень советую при анализе любого поэтического текста обращать внимание на рифмы. Посмотрите, какой важный смысл несут в себе созвучия в конце строк: «невыразима» –«дыма» (характеристика впечатлений, которые даёт созерцание природы), в 3 строфе напрямую противопоставлены «свет» и «поэт».
Проверяем себя: так ли поняли текст: перечитайте последнюю строфу – убедитесь, что вы на правильном пути.
Вроде мысль уже понятна, но в чём же антитеза?– 3 строфа. Будьте внимательны, и вы сразу увидите, что она построена как противопоставление двух взглядов: с одной стороны автор (будет уместен термин «лирический герой») пишет, что «свет» (то есть общество) понимает суть и назначение поэзии неверно (об этом прямо говорит в предложении, которое начинается с отрицания), а собственный же взгляд формулируется следующим образом: для автора поэзия заключается (восстановим пропущенное слово) «в наследстве». Логично найти объяснение, в чём же это "наследство" заключается? Читаем далее (всё ближе к нашей ключевой строке) – и понимаем, что наследие связано с «пращурами», их восприятием, значит, с чувствами, мыслями, стремлениями предудущих поколений, оставивших нам свою поэзию, своё творчество. С помощью метафоры он рисует нам образ "следа" пращуров, с которым ассоциирует свою духовную связь с прошлым.
Согласитесь: теперь легко сформулировать смысл последней строчки, которая по закону жанра «сонет» заключает в себе развязку. Подводя итог своим размышлениям, мы можем сделать вывод, что в развязке сонета, в словах «Нет в мире разных душ и времени в нем нет», заключена глубокая философская мысль: настоящий смысл, настоящее содержание поэзии заключается в духовном соприкосновении с природой,с поэтическим миром других художников. Умение чувствовать и понимать окружающий мир объединяет поэтов разных эпох, разных характеров.
Я не буду писать в формате самого сочинения (5-10 предложений),оставляю простор для ваших собственных размышлений и для отработки навыка строить связный текст литературоведческого характера. Если хотите, напишите свой анализ в комментариях, а я выскажу замечания.
Хочу добавить отрывок анализа этого стихотворения из Интернета:
- В стихотворении в «Горах» автор говорит как раз о символистах: «поэзия темна, в словах невыразима», указывая на то, что их выражение реальности не соответствует действительности.
В последней строфе стихотворения он говорит о том, что он, как и его предшественник Александр Сергеевич, относились к поэзии как к чему-то простому. Они оба отражали в своем творчестве две грани гармонии: грань человека и грань природы, которые неразрывно связаны друг с другом.
В заключении можно сказать, что восприятие непосредственной природы у Бунина, как и Пушкина, оказывало сильное воздействие на их творчество.
Думаю, сравнение показывает, что в принципе мы правы. Только, на мой взгляд, я предлагаю больше конкретной работы с текстом, важной для тех, кто мечтает связать свою судьбу с филологией и журналистикой, а может быть, и с творчеством. А чтобы знать, что Бунин здесь имел в виду сравнение с символистами, надо иметь недюжинную память. Не так ли?
Если считаете материалы полезными, не ленитесь, оцените, потому что не знаю, нужны ли мои материалы. Может, это только я встречаюсь с выпускниками, для которых тяжело грамотно проанализировать художественный текст? Понимая, что это НЕ ИХ ВИНА, хочу вам помочь.
Анализ текстов для ЕГЭ есть ещё здесь и здесь.