В одном из комментариев, опубликованных недавно, я прочла, что, мол, автор переливает из пустого в порожнее. И у меня возник вопрос: может быть это действительно так? Просто я рассуждаю так: те, кому интересна какая-то тема (например жизнь Агафьи Лыковой), будут рады узнать любые новые детали или подробности о, казалось, бы уже известном событии. Так ли это, дорогие читатели? Мне очень важно ваше мнение, поэтому, если вы найдете минутку написать в комментариях, надо ли рассказывать новые детали того, что мы уже обсуждали, я буду рада.
А пока я жду ваших ответов, я все же расскажу о новых подробностях очень печальных событий в жизни Агафьи - ухода ее близких. Наиболее вероятной причиной гибели большинства членов семьи обычно называют инфицирование их современными вирусами, на которые у отшельников не было иммунитета (доказанный факт, установленный в результате проведенных анализов образцов крови). Согласно записям В. Татаровой это не совсем так.
Первой, как я уже рассказывала, ушла мать, Акулина Карповна. Случилось это в далеком 1961 году. Год был неурожайным не только на картошку, но и на дары леса, причем даже запасы Лыковых, которых обычно хватало на три года, не смогли спасти (Скорее всего, это был не первый ненастный и неурожайный год подряд, поэтому запасы и кончились), раз уж пришлось варить похлебку их березовой коры. (Кстати, даже в эту голодную зиму Лыковы строго соблюдали все посты) Но даже эту похлебку мать отдавала мужу и детям, вот и не смогла дожить до тепла. Сам старик Лыков считал причиной смерти жены отсутствие соли. (Ссылки на статьи, где я писала об этом, я, как обычно, дам в конце этого рассказа).
Из младшего поколения первым преставился Дмитрий - младший брат Агафьи, самый любимый. Я (и, как я поняла, многие читатели согласны со мной) часто думаю о том, что, все могло бы сложиться иначе, останься Дмитрий в живых: возможно он все же ушел бы в большой мир, так тянулся он ко всему, изобретенному за то время, что семья провела в изоляции от людей. Но случилось иначе: как-то осенью он слишком долго простоял босым в ледяной речной воде, ловя рыбу острогой и на следующий день слег, да так и остался в той крохотной избушке, что стояла у реки. Именно в воспоминаниях Агафьи о Дмитрии я впервые прочла, как отшельники хоронили близких: в выдолбленной кедровой колоде, которая и служила последним пристанищем. (Получается, причиной гибели Дмитрия и Акулины стали роковые случайности, вызванные их образом жизни, но никак не вирусы).
После смерти брата старший, Савин, сильно изменился - замкнулся в себе, стал нелюдимым. А вскоре у него открылось кровотечение - как считает Агафья, проявилась старая надсада. Вот только случилось все не вовремя, потому что нужно было убирать картошку и Савин работал вместе со всеми, до самого последнего куста. А потом отнес берестяную чумашку с выкопанной картошкой и просто рухнул на лавку. Больше месяца пролежал он, пока не унялось наконец кровотечение. Отпаивала его Наталья отварами и молилась с утра до ночи. Похудел после болезни, лопатина висела на нем, как на вешалке. И все ж таки может быть все и обошлось бы, если бы не туристы.
Постучались однажды в дверь, пришлось пустить и уложить на ночлег. И все бы ладно, да только один из гостей чихал и кашлял. Наутро гости ушли, а через три дня слегли все Лыковы. Агафья, как самая молодая, смогла потихоньку оклематься и копошилась по хозяйству из последних сил. На удивление выкарабкался и Карп Осипович. А вот Савина инфекция (тут уж причина очевидна) доконала. Он преставился 20 декабря, а под самый Новый год ушла и Наталья. У еле живых отца и дочери сил хватило только на то, чтобы закопать тела в сугроб до весны, а хоронили уже по теплу.
Так они остались вдвоем. Что случилось с Карпом Осиповичем, я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, я обязательно расскажу еще много интересного. Другие статьи о членах семьи Лыковых можно найти здесь:
О соли, мотыгах и ловчих ямах. Из жизни отшельников Лыковых
Лыковы. Портреты членов семьи: Карп и Акулина
Портреты Лыковых: Дмитрий
Лыковы. Портреты членов семьи: Савин и Наталья