Найти тему

Сон длиною в жизнь. Что изображно на картине "Последний Сон короля Артура"

"Ни одна книга, ни одно стихотворение, которые когда -либо были написаны, - ничто не может быть похоже на нее, ничто не западает в сердце навсегда, а она запала". Так говорил Эдвард Коули Берн-Джонс о книге Томаса Мэлори "Смерть Артура". Именно ей он посвятил одно из своих самых эпических полотен.

Сон Артура это эпическое и поистине огромное полотно, на котором изображена своеобразная похоронная процессия: горстка рыцарей и прекрасных дам, переживших падение Камелота, ожидают зачарованный корабль, который доставит Артура на Авалон, где король будет ждать своего часа, когда страна и народ вновь призовут его. Ведь он - король "отныне и навсегда".

За годы творческого труда (художник писал эту работу 17 лет) композиция картины претерпела множество изменений. Так, на более ранних эскизах море, по которому должен приплыть долгожданный корабль, подступает к самому края палат, где происходит действо. На боковых планах работы художник планировал разместить или бьющихся рыцарей или волшебных фей. Но, в итоге, от многих из этих элементов художник решил отказаться, и мы видим лишь окруженный лесом полуразрушенный зал, где и происходит действо картины.

Последний сон короля Артура. Эскиз. Эдвард Коули Берн-Джонс.
Последний сон короля Артура. Эскиз. Эдвард Коули Берн-Джонс.

В центре картины король Артур на огромном ложе под балдахином, на котором изображены сцены из приключений рыцарей Круглого стола. Голова короля покоится на коленях его сестры и вечного антагониста - феи Морганы. У ног короля - предположительно, его жена, королева Гвиневер. (Эта фигура на картине все время оспаривается. Во-первых, Гвиневер - блондинка, а дама на картине - брюнетка. А, во-вторых, согласно легенде, Артур погибает уже после того, как Ланселот спас Гвиневер и увез ее во Францию. Впрочем, большинство специалистов все же допускают, что королева могла покинуть свой монастырь, где она решила завершить свои дни, и прибыть на туманный Альбион, дабы проститься с мужем).

Дама в серых одеждах, сидящая рядом с королевой - это, предположительно, фея Нимуэ или Вивиана, роковая любовь волшебника Мерлина. Когда она заточила влюбленного в нее старика в волшебном, им же созданном, замке, тот предсказал, что именно на ее плечи ляжет груз завершения его неоконченных дел. Вивиана борьбой за сохранение Камелота себя не слишком утруждала. Но проводить Артура в последний путь прибыла.

Последний сон короля Артура. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс.  1881 -1898 гг.
Последний сон короля Артура. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1881 -1898 гг.

Остальные девушки в этой группе - благородные дамы из свиты трех королев.

Интересно, что Артур лежит на коленях Морганы в боевом облачении. Короны на его голове нет. Зато рядом с ним целых две короны. Одна из них лежит у ног Морганы, а другую держит в руках девушка за спиной королевы Гвиневер. Почему корон две?

На этот счет есть два предположения. Первое состоит в том, что корона у ног Морганы - это ее корона, а девушка за спиной Гвиневер держит корону самого короля. Второе предположение более популярно. Корона, которую держит служанка Гвиневер - это корона старого Камелота, тогда как корона у ног Морганы - это корона грядущего королевства, которую Артуру только предстоит обрести.

Последний сон короля Артура. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс.  1881 -1898 гг.
Последний сон короля Артура. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1881 -1898 гг.

В группе людей слева девушки попроще, которые не были допущены к телу короля, ждут приплытия зачарованного корабля - они всматриваются в оставшееся за пределами картины море. Подле них стоит рыцарь с горном. Его личность тоже вызывает бурные споры.

Кто-то считает его простым оруженосцем, который должен подать звуковой сигнал, когда зачарованный корабль будет приближаться к берегу. Иные же считают, что этот рыцарь - обретший Святой Грааль Галахад - самый чистый и непорочный из рыцарей Камелота. Но наиболее популярной считается версия о том, что этот рыцарь - глашатай будущего, который призовет Артура в грядущем.

Группа рыцарей справа - крошечная горстка былого воинства, пережившая последнюю битву. За их спинами и за стенами палаты, на каменных плитах, уходящих ступенями в небо, спиной к зрителям стоит Мерлин. Он смотрит в волшебное зеркало. Почему он один, почему не у тела короля?

Считается, что таким образом художник хочет показать, что это лишь дух волшебника. Мерлин заточен в своей волшебной темнице и не может проводить своего воспитанника в последний путь лично. Он смотрит в волшебное зеркало там, в своем заточении и видит все происходящее только в зеркале.

Последний сон короля Артура. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс.  1881 -1898 гг.
Последний сон короля Артура. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1881 -1898 гг.

Кстати, бурные споры вызывает и сам замок, в котором разворачивается действо. Многие считают, что это развалины Камелота, но, как известно, столица государства находилась в центре страны, вдалеке от морских берегов. Конечно, зачарованный корабль мог приплыть и по реке (а таковая, как известно, у стен Камелота имелась). В пользу этого предположения говорит то, что весь нижний периметр картины украшают буйно растущие ирисы. Эти цветы не только символизируют царскую власть (есть даже предположение, что именно они, а не лилии должны были стать символом королевской власти во Франции, просто Хлодвиг был не слишком силен в ботанике), но и довольно часто растут на затапливаемых лугах вдоль больших рек.

Но на ранних эскизах картины Берн-Джонса мы видим, что к стенам замка подбирается не речная волна, а морской прибой. Это наводит на мысль, что, по замыслу художника, Артур отправляется в свой последний путь не из Камелота, а из Титажиля - того самого замка, где некогда был зачат. Ведь он-то как раз и находился на морском берегу.

"Последний сон короля Артура" на стенах галереи Тейт. Изображение являетсясобственностью галереи Тейт (Лондон, Великобритания).
"Последний сон короля Артура" на стенах галереи Тейт. Изображение являетсясобственностью галереи Тейт (Лондон, Великобритания).

"Последний сон короля Артура" это по настоящему огромное полотно, с размерами 279 см × 650 см. Все фигуры изображены на нем почти в человеческий рост, так что, стоя перед этой картиной, вы практически присоединяетесь к изображенному на ней мистическому действу.

Художник умер так и не закончив работу. Все фигуры на переднем плане были уже практически завершены, но небо и второй план картины нуждались в завершении. Тем не менее в 1916 году картина была выставлена в Королевской академии. На пороге первой мировой войны Британия нуждалась в возрождении рыцарского боевого духа и картина стала символом этого возрождения. Газеты трубили, что полотно прославляет доблесть павших воинов. Едва ли сам Берн-Джонс согласился бы с такой трактовкой.

Подготовка к транспортировке картины "Последний сон короля Артура". Изображение является собственностью галереи Тейт (Лондон, Великобритания).
Подготовка к транспортировке картины "Последний сон короля Артура". Изображение является собственностью галереи Тейт (Лондон, Великобритания).

За порогом двух мировых войн спрос на боевой дух и прерафаэлитов сильно упал и "Последний сон Артура" оказался на аукционе Christie's, где его и приобрел Луис Ферре - основатель Музея искусств Понсе и будущий губернатор Пуэрто-Рико. Сегодня "Сон Артура ..." является жемчужиной коллекции Музея искусств Понсэ.

Впрочем, в 2009 - 2010 годах картине удалось ненадолго вернуться на родину, когда приютивший ее музей уходил на реставрацию. "Сон Артура..." экспонировался в галерее Тейт.