Найти тему
Лучшие люди Сибири

История о том, как красноярский виноторговец стал главным книжником России

Так выглядела большая семья Геннадия Юдина
Так выглядела большая семья Геннадия Юдина

Геннадий Юдин был не похож на самодура и прохиндея, как мы обычно представляем себе купцов. Это был образованный любитель книг и талантливый предприниматель.

Российское купечество более знакомо нам не по своим деяниям в области экономики, а по своему вкладу в развитие культуры. В России хорошо известны Третьяковы, Морозовы, Сибиряковы, Станиславский (хотя иные к удивлению своему обнаруживают, что знаменитый театрал и московский купец 1-й гильдии одно и то же лицо).

То, чем занимался Геннадий Васильевич Юдин из Красноярска в XIX веке не совсем вяжется с образом купца, который сложился в общественном сознании. Это был глубоко просвещённый человек, объездивший Европу в поисках редких книг, он собрал крупнейшую в России частную библиотеку, которую хранил дома в Красноярске. Но из-за событий первой революции 1905 года вынужден был её продать американцам — за что навсегда получил от соотечественников клеймо “предателя”. А библиотека Юдина стала основой Славянского фонда Библиотеки Конгресса США.

Геннадий Васильевич родился 28 февраля 1840 года в поселке Екатерининского винокуренного завода Тарского уезда Тобольской губернии. Вот здесь:

Его отец и дед были управляющими этим заводом.

Частые переезды семьи из Сибири в Европейскую Россию и снова в Сибирь, домашнее воспитание, влияние родственников, домашняя библиотека - всё это наложило отпечаток на формирование его личности. В доме родителей была библиотека, состоящая из тщательно подбираемых книг, с рождения его окружала любовь и забота родителей о его благополучии. В гимназии он выделялся усидчивостью, способностью подходить к учебным занятиям творчески, исполнительностью и дисциплинированностью.

Как и предки, Геннадий Васильевич начал самостоятельную трудовую жизнь со службы по питейным откупам, с должности поверенного в питейной конторе, ведавшей питейными сборами в пределах Минусинского округа Енисейской губернии.

Так вполне мог выглядеть питейный магазин под управлением Геннадия Юдина, если бы у нас остались его фотокарточки
Так вполне мог выглядеть питейный магазин под управлением Геннадия Юдина, если бы у нас остались его фотокарточки

Службу он сочетал с активной работой по самообразованию: изучал немецкий и французский языки, даже не имея значительных средств, выписывал, часто беря периодику редакции "на измор", и собирал книги, периодические издания, вел обширную переписку с родственниками, друзьями и сослуживцами. Ведя обширную переписку, приучал себя составлять копии всех писем, которые потом переплетал в отдельные книжки. Так были заложены основы будущего уникального юдинского архива.

Однообразные занятия по службе, "смотрения" в городском питейном доме, не могли дать духовно богатому человеку ощущение жизненной полноты, заставляли искать занятия, придававшие его жизни осмысленность. Бывая по делам службы в Красноярске, Геннадий Васильевич почти каждый день посещал театр.

Смолоду им было выработано бережливое отношение к деньгам и жесткое отношение к неаккуратным должникам. Наставляя брата Владимира, которого он взял под опеку после смерти отца, Юдин просил его стараться не тратить "более того, сколько имеешь в наличности, и в долги ни по какому случаю не входить". Считал, что долги возникают при легкомыслии, неумении сдерживать свои прихоти и от незнания того, каким трудом достаются деньги. Чтобы "выколотить" из него уже в зрелом возрасте крупные пожертвования знакомые и друзья прикладывали немалые усилия. Известно и его отрицательное отношение к злоупотреблениям алкоголем, сам Геннадий Васильевич вина избегал.

После десяти лет службы по питейным откупам Юдин открыл в 1863 году свое собственное коммерческое дело. Первоначальный его капитал составил 600 рублей. В 1868-м, будучи купцом 2-ой гильдии, он завел оптовый склад в селе Балахта и начал винную торговлю. Это была, с одной стороны, дань семейной традиции, с другой - возможность иметь весьма выгодный бизнес. Юдин торговал ромом, ликерами, коньяком, лимонной, померанцевой, полынной, анисовой и другими сортами водок. При этом внимательно изучал рынок вино-водочных изделий, просил родственников регулярно оповещать его о ценах в разных регионах.

Первоначальные накопления складывались трудно, но помогла удача - два выигрыша в лотерею, сначала 200 тысяч рублей, потом еще 75 тысяч рублей. Деньги эти были использованы с делом: в конце 1870-х годов он выстроил недалеко от Балахты Леонидовский винокуренный завод (названный так в честь сына). Затем один за другим были приобретены 20 золотых приисков в Ачинском, Минусинском и Енисейском уездах Енисейской губернии.

Геннадий Васильевич внимательно и придирчиво подбирал работников для своих предприятий: учитывал их квалификацию, отношение к труду, поведение в быту, в этом плане ему было безразлично - или это инженерно-технический состав, или же просто наемные рабочие, отвергал кандидатуры - "не знает медной части", "большой крутель и гуляка", "большой прохвост и враль”

В 1869 году он оставил дела на год и уехал в Европейскую Россию, а оттуда за границу.

Что он там делал и как это изменило его судьбу — читайте в следующем выпуске нашего дзен-журнала “Лучшие люди Сибири” (не забывайте подписываться на наш блог).