Найти тему
Аква-Космос

Почему российские атомные подлодки «Акула» были в два раза больше американских «Огайо»?

Дорогие друзья, на нашем канале мы рассказываем больше про морских животных да неведомых чудовищ. Но сегодня обратимся к творениям человеческого разума и человеческих рук, которые сделаны по образу и подобию этих самых морских обитателей – подводным лодкам.

Как известно, когда-то советские, а теперь российские атомные подлодки – гордость военно-морского флота, олицетворяющие силу и мощь страны. Не секрет, что некоторые наши подлодки (а конкретно проекта 941 «Акула», по классификации НАТО – SSBN «Typhoon») даже внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие. Но всё-таки почему они были не просто большими, а поистине гигантскими?

В отличие от утверждений некоторых "доброхотов", советские лодки строились большими вовсе не для пропагандистских целей. Причин огромного размера подводных кораблей было несколько.

-2

Первая – огневая мощь. «Огайо» и «Акула» были введены в эксплуатацию почти одновременно в 1981 году, однако «Акула» имела вдвое большее вооружение. «Акула» несла 20 ракет Р-39 с 10 боеголовками по 200 Кт каждая (общая огневая мощь 40 Мт). «Огайо» располагал 24 ракетами «Трайдент» с 8 боеголовками по 100 Кт каждая (общая огневая мощь 19,6 Мт). Р-39 также имела преимущество в дальности полёта по сравнению с «Трайдентом» – 8300 км и 7400 км соответственно. Недостатки в технологиях СССР успешно компенсировал размерами – и это был единственный минус Р-39 – ракета получилась в два раза массивнее американского аналога.

На «Акуле» было 20 ракет Р-39 «Риф» (обозначение НАТО: SS-N-20 «Осётр»): самых больших БРПЛ из когда-либо существовавших.
На «Акуле» было 20 ракет Р-39 «Риф» (обозначение НАТО: SS-N-20 «Осётр»): самых больших БРПЛ из когда-либо существовавших.

Советский Союз также значительно отставал в бесшумности подводных лодок и гидролокаторах, но наши конструкторы очень старались догнать и перегнать Америку. Временное решение было найдено – отправлять подлодки в плавание подо льдом. Лёд отражает звук и сам является источником шума, поэтому подлёдная среда нивелирует «шумность» подлодок. «Акула» была превосходно приспособлена к плаванию подо льдом, что требовало очень прочного корпуса. Это увеличивало необходимый внутренний объем для нужного запаса плавучести. Утверждается, что «Акула» могла всплывать в любой момент, даже находясь подо льдом, поэтому ей не нужно было искать полыньи или области с тонким льдом.

Строительство подлодки класса "Акула"
Строительство подлодки класса "Акула"

– «Акула» обладала очень широкими возможностями автономного подводного плавания, что требовало комфорта для экипажа (например, бассейн) и большого запаса пищи. Заявленная автономность «Акулы» была на 33% больше, чем у «Огайо». Реальная максимальная автономность, вероятно, имела такое же соотношение.

"Акула" на фоне мирных отдыхающих.
"Акула" на фоне мирных отдыхающих.

– «Акула» имела возможность заходить в мелководные порты, что требовало высокого запаса плавучести. Когда корабль был в надводном положении, половина его корпуса возвышалась над водой. Эта характеристика, вероятно, также была полезна и для того, чтобы разбивать лёд.

«Акула» во льдах. Автор: Bellona foundation, Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5338610
«Акула» во льдах. Автор: Bellona foundation, Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5338610

– Всё вооружение располагалось за пределами двух основных прочных корпусов. БРПЛ также находились вне основных корпусов, и у каждой была своя автономная пусковая шахта. Можно сказать, что у «Акулы» было 26 корпусов. Особенность конструкции «Акулы» делала возможным оснащать корабль ракетами разных размеров. Действительно, одна из подлодок этого класса – а именно «Дмитрий Донской» – не так давно послужила испытательным полигоном для пуска гораздо меньшей ракеты – «Булава».

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941: 1 — лёгкий корпус; 2 — 533-мм носовые торпедные аппараты; 3 — прочный корпус; 4 — носовые выдвижные горизонтальные рули; 5 — люки аварийного покидания ПЛ; 6 — торпедный отсек; 7 — гидроакустический отсек; 8 — шахты баллистических ракет Р-39; 9 — центральный пост; 10 — спасательные всплывающие камеры; 11 — выдвижные устройства; 12 — ограждение выдвижных устройств; 13 — отсек радиотехнического вооружения; 14 — реакторный отсек; 15 — люки всплывающих антенн связи; 16 — крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда; 17 — турбинный отсек; 18 — КШР (кормовая шлюзовая рубка); 19 — гидродинамические направляющие; 20 — вертикальное кормовое оперение; 21 — вертикальные рули; 22 — гребной винт в кольцевой насадке; 23 — кормовые горизонтальные рули; 24 — антенна ГАС; 25 — выдвижные подруливающие устройства; 26 — ракетные отсеки; 27 — отсеки живучести; 28 — ядерный реактор; 29 — линия главного гребного вала; 30 — горизонтальное кормовое оперение; 31 — носовой прочный модуль; 32 — главный прочный корпус (правый); 33 — главный прочный корпус (левый); 34 — центральный прочный модуль; 35 — кормовой прочный модуль; 36 — цистерна быстрого погружения i — командирский перископ; ii — универсальный перископ; iii — радиосекстант; iv — радиолокационный комплекс; v — РКП; vi, viii — радиоантенны систем связи; vii — радиопеленгатор; ix — антенна системы космической навигации; x — ГПБА. Автор: Mike1979 Russia - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6297384
Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941: 1 — лёгкий корпус; 2 — 533-мм носовые торпедные аппараты; 3 — прочный корпус; 4 — носовые выдвижные горизонтальные рули; 5 — люки аварийного покидания ПЛ; 6 — торпедный отсек; 7 — гидроакустический отсек; 8 — шахты баллистических ракет Р-39; 9 — центральный пост; 10 — спасательные всплывающие камеры; 11 — выдвижные устройства; 12 — ограждение выдвижных устройств; 13 — отсек радиотехнического вооружения; 14 — реакторный отсек; 15 — люки всплывающих антенн связи; 16 — крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда; 17 — турбинный отсек; 18 — КШР (кормовая шлюзовая рубка); 19 — гидродинамические направляющие; 20 — вертикальное кормовое оперение; 21 — вертикальные рули; 22 — гребной винт в кольцевой насадке; 23 — кормовые горизонтальные рули; 24 — антенна ГАС; 25 — выдвижные подруливающие устройства; 26 — ракетные отсеки; 27 — отсеки живучести; 28 — ядерный реактор; 29 — линия главного гребного вала; 30 — горизонтальное кормовое оперение; 31 — носовой прочный модуль; 32 — главный прочный корпус (правый); 33 — главный прочный корпус (левый); 34 — центральный прочный модуль; 35 — кормовой прочный модуль; 36 — цистерна быстрого погружения i — командирский перископ; ii — универсальный перископ; iii — радиосекстант; iv — радиолокационный комплекс; v — РКП; vi, viii — радиоантенны систем связи; vii — радиопеленгатор; ix — антенна системы космической навигации; x — ГПБА. Автор: Mike1979 Russia - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6297384

– Большое внимание было уделено живучести. Подлодка имела расчётную глубину погружения 500 м и максимальную скорость 28 узлов. По глубине погружения и скорости «Акула» опережала аналогичные американские подлодки. Она могла погружаться глубже, чем подлодки класса «Лос-Анджелес» и «Огайо» (более чем в два раза превосходя расчетную глубину «Огайо» в 240 м). У «Акулы» было два выдвижных носовых подруливающих устройства и кормовые горизонтальные рули для уклонения от торпед противника.

-8

Таким образом, размеры нашей подлодки явно не были продиктованы целями пропаганды или фантазией конструкторов. Были реальные причины и экстремальные требования. Например, крупные размеры, чтобы нести 20 самых больших БРПЛ в истории, прочный корпус, достаточный для пробивания льда толщиной несколько метров и погружения на 500-метровую глубину, возможность использовать неглубокие порты, высокая скорость и т.д. – на самом деле очень противоречивые требования. Однако «Акула» могла всё это.

Подлодка «Дмитрий Донской»
Подлодка «Дмитрий Донской»

К несчастью для российской оборонной промышленности, этот класс подлодок стал одной из первых жертв постсоветского экономического коллапса. Не говоря уже о строительстве новых кораблей, даже существующие нельзя было поддерживать в работоспособном состоянии.

Три подлодки класса "Акула", оставшиеся в составе флота
Три подлодки класса "Акула", оставшиеся в составе флота

Подводная лодка такого размера, вероятно, не будет построена еще в течение многих лет. Достаточно сказать, что из шести гигантских «Акул» в строю на настоящий день находится лишь одна подлодка («Дмитрий Донской»), и ещё две в резерве.

Примечание: текст не содержит секретной информации, статья подготовлена с использованием общедоступных данных.

  • Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!

Наука
7 млн интересуются