Дорогие друзья, на нашем канале мы рассказываем больше про морских животных да неведомых чудовищ. Но сегодня обратимся к творениям человеческого разума и человеческих рук, которые сделаны по образу и подобию этих самых морских обитателей – подводным лодкам.
Как известно, когда-то советские, а теперь российские атомные подлодки – гордость военно-морского флота, олицетворяющие силу и мощь страны. Не секрет, что некоторые наши подлодки (а конкретно проекта 941 «Акула», по классификации НАТО – SSBN «Typhoon») даже внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие. Но всё-таки почему они были не просто большими, а поистине гигантскими?
В отличие от утверждений некоторых "доброхотов", советские лодки строились большими вовсе не для пропагандистских целей. Причин огромного размера подводных кораблей было несколько.
Первая – огневая мощь. «Огайо» и «Акула» были введены в эксплуатацию почти одновременно в 1981 году, однако «Акула» имела вдвое большее вооружение. «Акула» несла 20 ракет Р-39 с 10 боеголовками по 200 Кт каждая (общая огневая мощь 40 Мт). «Огайо» располагал 24 ракетами «Трайдент» с 8 боеголовками по 100 Кт каждая (общая огневая мощь 19,6 Мт). Р-39 также имела преимущество в дальности полёта по сравнению с «Трайдентом» – 8300 км и 7400 км соответственно. Недостатки в технологиях СССР успешно компенсировал размерами – и это был единственный минус Р-39 – ракета получилась в два раза массивнее американского аналога.
Советский Союз также значительно отставал в бесшумности подводных лодок и гидролокаторах, но наши конструкторы очень старались догнать и перегнать Америку. Временное решение было найдено – отправлять подлодки в плавание подо льдом. Лёд отражает звук и сам является источником шума, поэтому подлёдная среда нивелирует «шумность» подлодок. «Акула» была превосходно приспособлена к плаванию подо льдом, что требовало очень прочного корпуса. Это увеличивало необходимый внутренний объем для нужного запаса плавучести. Утверждается, что «Акула» могла всплывать в любой момент, даже находясь подо льдом, поэтому ей не нужно было искать полыньи или области с тонким льдом.
– «Акула» обладала очень широкими возможностями автономного подводного плавания, что требовало комфорта для экипажа (например, бассейн) и большого запаса пищи. Заявленная автономность «Акулы» была на 33% больше, чем у «Огайо». Реальная максимальная автономность, вероятно, имела такое же соотношение.
– «Акула» имела возможность заходить в мелководные порты, что требовало высокого запаса плавучести. Когда корабль был в надводном положении, половина его корпуса возвышалась над водой. Эта характеристика, вероятно, также была полезна и для того, чтобы разбивать лёд.
– Всё вооружение располагалось за пределами двух основных прочных корпусов. БРПЛ также находились вне основных корпусов, и у каждой была своя автономная пусковая шахта. Можно сказать, что у «Акулы» было 26 корпусов. Особенность конструкции «Акулы» делала возможным оснащать корабль ракетами разных размеров. Действительно, одна из подлодок этого класса – а именно «Дмитрий Донской» – не так давно послужила испытательным полигоном для пуска гораздо меньшей ракеты – «Булава».
– Большое внимание было уделено живучести. Подлодка имела расчётную глубину погружения 500 м и максимальную скорость 28 узлов. По глубине погружения и скорости «Акула» опережала аналогичные американские подлодки. Она могла погружаться глубже, чем подлодки класса «Лос-Анджелес» и «Огайо» (более чем в два раза превосходя расчетную глубину «Огайо» в 240 м). У «Акулы» было два выдвижных носовых подруливающих устройства и кормовые горизонтальные рули для уклонения от торпед противника.
Таким образом, размеры нашей подлодки явно не были продиктованы целями пропаганды или фантазией конструкторов. Были реальные причины и экстремальные требования. Например, крупные размеры, чтобы нести 20 самых больших БРПЛ в истории, прочный корпус, достаточный для пробивания льда толщиной несколько метров и погружения на 500-метровую глубину, возможность использовать неглубокие порты, высокая скорость и т.д. – на самом деле очень противоречивые требования. Однако «Акула» могла всё это.
К несчастью для российской оборонной промышленности, этот класс подлодок стал одной из первых жертв постсоветского экономического коллапса. Не говоря уже о строительстве новых кораблей, даже существующие нельзя было поддерживать в работоспособном состоянии.
Подводная лодка такого размера, вероятно, не будет построена еще в течение многих лет. Достаточно сказать, что из шести гигантских «Акул» в строю на настоящий день находится лишь одна подлодка («Дмитрий Донской»), и ещё две в резерве.
Примечание: текст не содержит секретной информации, статья подготовлена с использованием общедоступных данных.
- Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
- Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.