В своё время армия Древнего Рима постоянно завоёвывала новые народы, страны и негостеприимные острова. Это неудивительно, ведь выучка легионеров была лучшей в мире, а их командиры превосходно знали тактику ведения войн. Порой желанные территории находились от Вечного города довольно далеко. И в связи с этим возникает вопрос: а, собственно, как римлянам удавалось кормить, вооружать и одевать своих солдат, когда они находились за сотни и даже тысячу километров от дома?
Многие ошибочно полагают, что главной задачей полководца является управление армией в бою. Однако кто станет вступать в битву на тощий желудок? И особенно, если пища не поступала в организм на протяжении нескольких дней. Именно поэтому римские военачальники всегда планировали наступление, учитывая все нюансы снабжения войск. Ещё Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) и Светоний (70 – 140 гг. н. э.) упоминали в своих трудах, что сам Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н. э.) часто брал врага на измор. Ведь во времена самого известного диктатора существовало выражение "пнуть в живот", которое и обозначало тактику полководца.
Способность Вечного города снабжать своих воинов на чужбине была одним из важнейших критериев успешного расширения государства. Рим уделял особое внимание не только организации армии, но и её непрерывному снабжению. Эта организация, безусловно, впечатляет. Например, во время нашествия галлов в 225 г. до н. э. консулы укомплектовывали свои легионы с запасом. Они заранее закупали оружие, доспехи, зерно, палатки, лошадей и другие вещи, чтобы даже в случае отступления воины всегда имели всё самое важное под рукой.
"Одним словом, чтобы не рассуждать слишком долго, перечисляя всё поодиночке, – легион должен был иметь при себе и возить за собой всё то, что считается необходимым при любом виде войны. Чтобы разбитый в любом месте лагерь мог быстро превратиться в небольшой вооруженный город".
Отрывок из трактата "De re militari" (390-410 г.). Автор: римский военный историк и теоретик Флавий Вегеций Ренат.
Из трудов античных историков также известно, что когда в 195 году до н. э. Тит Квинций Фламинин (229 – 174 гг. до н. э.) готовился выступить против спартанского тирана Набиса, он очень быстро собрал огромную армию, но выступать в поход не спешил. Он терпеливо дождался прибытия обозов с припасами и лишь тогда отправился на захват мятежных греческих земель. Во время римских походов в авангарде боевой процессии шествовали, непосредственно, сами войска, а следом за ними тянулась вереница телег. Но так было не всегда и всё зависело от текущей обстановки и мощи врага. Однажды главнокомандующий Луций Корнелий Сулла (138 – 78 гг. до н. э.) привёл легионеров в ослабленную Грецию. И только потом распорядился о поставке из Фессалии и Этолии припасов.
"У побежденных ничего не остается; а если мы победим, то будем и врагов считать нашими носильщиками".
Цитата из сочинения "Анабасис" (около 370 г. до н.э.), автор древнегреческий писатель Ксенофонт.
Бывало и так, что многие вооруженные конфликты возникали неожиданно. Но даже в спешке имперцы успевали снарядить необходимый для воинов обоз. Доподлинно известно, что когда консул Спурий Постумий Альбин (годы жизни неизвестны) готовился в 186 году до н. э. внезапно напасть на Нумибию, то успел перебросить в Африку провиант в кратчайший срок. Но это скорее исключение из правил, так как свои завоевания римляне планировали на несколько лет вперёд. А планировали они основательно, ведь численность военных снабженцев была лишь вдвое меньше количества самих солдат.
"От тех же кимвров терпят поражение при Аравсионе консул Гней Манлий и проконсул Квинт Сервилий Цепион, оба их лагеря взяты, погибло 80 000 воинов и 40 000 обозников и войсковых торговцев".
Тит Ливий, "История Рима от основания Города".
У успешного снабжения легионов было несколько источников. Это поставка непосредственно из столицы, фуражировка (сбор полезного на земле врага), помощь союзников, добровольные пожертвования граждан империи и контрибуция. Причём, находясь на территории противника, римляне никогда не устраивали тотальные грабежи. Они рационально изымали достаточное количество необходимого, и возвращались повторно лишь через месяц. Да и то, только в случае крайней необходимости, а такая необходимость возникала редко. Полководцы Вечного города чаще всего полагались на поставки из центра и грабить захваченные земли они не хотели. Ведь живущие на них народы часто сами становились частью великой страны.
В сложной системе снабжения существовало три важных звена единой цепи:
1. Главная база, откуда, собственно, и отправляли провиант;
2. Оперативная база (несколько удаленный речной или морской порт);
3. Перевалочные пункты.
Последние, при отсутствии стратегически важных поселений, строились прямо посреди полей, хорошо охранялись и обносились стенами и частоколом. Во время войны армия Рима устраивала такие пункты каждые 25 км, чтобы от одного до другого было не более одного дня пути.
Транспортировку обозов осуществляли с помощью вьючного скота. Для загрузки использовали двухколёсные и стандартные четырёхколёсные телеги. Воловья повозка вмещала в себя до 500 кг ценного груза. Однако тяжеловозы успевали пройти за день лишь около 15 километров. Поэтому на дорогах появились лёгкие телеги для более расторопных мулов и ослов, которые везли не более 130 килограмм.
Для того чтобы система доставки работала без сбоев, римлянам приходилось быть и очень добрыми людьми. Ведь зачастую многие перевалочные пункты находились на захваченных ими территориях, где в любую минуту мог вспыхнуть бунт. До наших дней дошли сведения, что например, Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 гг. н. э.) не сразу вторгся в Иерусалим. Сначала он раздавал покорённым галлам и самаритянам небольшие подарки и тем самым обезопасил тыл от возможных проблем.
Таким образом, мы видим, что снабжение в Древнем Риме было явно на высоте. В процессе доставки инвентаря и провизии было учтено практически всё. И этому стоит поучиться некоторым современным службам транспортировки.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.