Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities
Одна из самых влиятельных ранних британских прогрессивных рок-групп, Colosseum, соединила авантюрный подход к року с сильными влияниями джаза и блюза, и классическими акцентами на клавишных. Она заслужила любовь преданных и верных поклонников, хотя так и не добилась большого успеха.
Группа Colosseum (Колизей) была образована в начале 1968 года виртуозным барабанщиком Джоном Хайсманом и тенором-саксофонистом Диком Хекстолл-Смитом, которые ранее играли вместе в New Jazz Orchestra, и в The Graham Bond Organisation, где Хайсман заменил Джинджер Бейкер в 1966 году. Непосредственно перед созданием Colosseum, в 1968 году, они снова встретились в Bluesbreakers Джона Мэйолла, на записи альбома "Bare Wires". Собственно говоря, во время этой сессии ими и было принято историческое решение о создании собственной группы.
Вскоре к группе присоединились друзья детства Хайсмана, Дэйв Гринслейд (клавишные) и Тони Ривз (бас-гитара). Будучи подростками, они вместе играли музыку в Юго-Восточном Лондоне, в группе Wez Minster Five. После прослушиваний в Colosseum взяли Джеймса Литерленда (гитара и вокал) и Джима Роша (гиара). Впрочем, Рош записал с Colosseum всего один трек - "Backwater Blues", и вскоре исчез.
После их первого выступления перед публикой, прошедшим в Скарборо, курортном городе на берегу Северного моря в английском графстве Норт-Йоркшир, группа приобрела ценного союзника в лице легендарного диск-жокея Би-би-си Джона Пила, который представил Colosseum в своем радиошоу Top Gear. Эта программа вызвала некоторый интерес у руководства лейбла Fontana, что привело, в конечном итоге, к подписанию контракта на запись пластинки.
Первый альбом Colosseum, "Those Who Are About to Die Salute You" был выпущен лейблом Philips Fontana (STL 5510) 16 марта 1969 года, и довольно быстро оказался на 15-м месте британского хит-парада. На этом диске группа продемонстрировала сильный прогрессивный джаз-рок, сыгранный на высоком уровне. Это отметил и Колин Ларкин (автор книги "1000 лучших альбомов всех времен"), написавший, что коммерческое признание джаз-рока в Великобритании было в основном связано с группой Colosseum. Между прочим, в книге Ларкина альбом занял 23-е место в списке "50 давно забытых драгоценных камней".
Название альбома является переводом латинской фразы "Morituri Te Salutant", которая, согласно распространенному мнению (но не академическому соглашению), произносилась, когда гладиаторы обращались к императору перед началом боя.
На развороте конверта, стилизованном под римскую мозаику, мы видим, как члены группы в ужасе отшатываются от атакующего их гладиатора:
Сразу после выхода альбоа, в марте 1969 года, группу пригласили принять участие в съемках "Supershow", (позже вышедшем с подзаголовком "Последний великий джем 60-х!"), музыкальном документальном фильме режиссера Джона Кроума и продюсера Тома Паркинсона.
Съемки проходили в течение двух дней на заброшенной фабрике по производству линолеума в городе Стейнс-на-Темзе. В первый день, 25 марта, играли Led Zeppelin, Buddy Guy, Jack Bruce, Buddy Miles, Dick Heckstall-Smith and Chris Mercer. На следующий день записали, собственно, Colosseum, а также Eric Clapton, Buddy Guy, Roland Kirk и Stephen Stills.
Всё это великолепие можно увидеть на релизе Virgin Vision, вышедшем в 1986 году.
Джеймс Литерленд - гитара (кроме "Backwater Blues"), вокал.
Джим Роше - гитара (только в "Backwater Blues").
Дэйв Гринслейд - орган, вибрафон, фортепиано, бэк-вокал в песне "The Road She Walked Before".
Дик Хекстолл-Смит - саксофоны.
Тони Ривз - бас-гитара.
Джон Хайсман - ударные.
Приглашённые музыканты:
Генри Лоутер - труба в песне "Walking in the Park".
1. "Walking In The Park" - песня Грэма Бонда (в группе которого играли Хайсман и Хекстолл-Смит), английского блюз-рокового певца и музыканта, считающегося отцом-основателем английского ритм-энд-блюзового бума 1960-х годов.
2. "Plenty Hard Luck" - отличная демонстрация вокала Литерленда и виртуозной игры на органе Хаммонда Дэйва Гринслейда.
3. "Mandarin" - композиция родилась из серии набросков Дэйва Гринслейда, основанных на японской мягкой гамме. Тони Ривз скомпилировал наброски в основную тему и сделал аранжировку.
4. "Debut" - самая первая песня, которую Colosseum когда-либо исполняли. Тони Ривз позже вспоминал, что...: "Эта песня, на самом деле, была фразой, которую я вспомнил, когда Мик Тейлор играл с Джоном Мэйоллом, и я немного изменил ее на басовую партию. А потом все остальные участники группы присоединились — это то, что происходит во время репетиций, так что технически вы должны указать имя каждого в качестве автора, включая, я думаю, Мика Тейлора!"
5. "Beware The Ides Of March" - композиция начинается и заканчивается цитатой из "A Whiter Shade Of Pale" Procol Harum, а в середине мы слышим фрагмент фуги из "Toccata & Fugue in D minor" Иоганна Себастьяна Баха (Bach BWV 565), виртуозно сыгранный Дэйвом Гринслейдом.
6. "The Road She Walked Before" - короткая, заводная песня, с замечательным вокалом Джеймса Литерленда.
7. "Backwater Blues" - блюзовый и джазовый стандарт, за авторством Бесси Смит. Она написала эту песню в ответ на наводнение, обрушившееся на Нэшвилл, штат Теннесси, в Рождество 1926 года.
8. "Those About To Die" - это еще одна инструментальная пьеса (третья, написанная всей группой, кроме Литерленда); присутствуют соло на саксофоне, клавишных и бас-гитаре на заднем плане.
С таким составом, имеющем ритм-н-блюзовые корни, большинство не ожидало бы очень прогрессивной группы, но химия, которая возникла у этих пятерых, была такой, что их музыка, которая, кажется, течет так легко, быстро стала новаторской, оставаясь удивительно доступной.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Colosseum вы можете прочитать у меня здесь:
''The Grass Is Greener '', 1970