Рискну предположить, что альбом назван в честь того самого св. Валентина, известного нам по празднику "День всех влюблённых", который отмечают 14 февраля. В пользу этого предположения говорит название второй части сюиты - "February's Valentyne" (Февральский Валентин).
В конце 1969 года Philips (лейбл, на филиале Fontana которого был издан первый альбом Colosseum), задумал открыть ещё один филиал, предназначенный для выпуска экспериментального, "неформатного" музыкального материала. Новый лейбл получил название Vertigo ("Головокружение"), которое говорило само за себя. Первым альбомом, открывающим легендарную серию винила с психоделическим логотипом в виде "сверла", стал "Valentyne Suite" Colosseum . Альбом, соответственно, имеет номер в каталоге Vertigo VO1.
Если вы имеете оригинальную виниловую пластинку, настоящее наслаждение наблюдать, как она вращается, особенно во время прослушивания второй стороны. Как будто этот лейбл и этот альбом были созданы друг для друга.
Вероятно, ''Valentyne Suite'' один из лучших "прото-прогрессивных блюзовых альбомов" конца 60-х годов, благодаря которому вы начинаете понимать разницу между мини-сюитами экспериментального блюз-рока, или обычных рок-н-ролльных песен в духе "The Who" шестидесятых, и первой попыткой исследовать некоторые другие "музыкальные территории", выходя за рамки жёсткого гитарного блюза. Наряду с альбомом "In the Court of the Crimson King" King Crimson, это ещё один пример дальнейшей эволюции музыкальных идей шестидесятых годов.
Первая сторона занята четырьмя мощными "художественными высказываниями", которые, на первый взгляд, звучат примерно одинаково (за исключением первой), но, на самом деле, различны. Они охватывают четыре разных стиля, а именно: хард-рок, чистый джаз-рок, блюз и психоделию.
Вторую сторону пластинки занимает эпичнейшее инструментальное произведение в трёх частях, давшее название всему альбому - "Valentyne Suite" (Сюита Валентина). Первая часть называется "January's Search" (Январский поиск), вторая - "February's Valentyne" (Февральский Валентин ) (обе написал ударник Джон Хайсман), а в третьей части на концертах группа играла пьесу совместного сочинения, названную "Beware the Ides of March" (Остерегайтесь мартовских ид). Но, так как эту композицию уже записали в дебютном альбоме, в качестве третьей части в "Сюите Валентина" использовали "The Grass Is Greener" (Трава зеленее...) (Хекстолл-Смит/Хайсман), что несколько исказило общий замысел сюиты, повествующей о трёх месяцах, с февралём в середине.
Оформление конверта "Valentyne Suite" придумал Маркус Киф, фотограф и дизайнер, впоследствии сделавший обложки к альбомам известных групп и исполнителей: Black Sabbath (первые три), Рода Стюарта, Colosseum, Manfred Mann, Дэвида Боуи, Uriah Heep и др. Для его творчества характерны загадочные, с элементами сюрреализма картинки, иногда вызывающие безотчётный страх. Больше всего Киф прославился своими работами для Vertigo, хотя работал и с другими лейблами (RCA, CBS, Mercury Records). "Valentyne Suite" стал первой работой не только Vertigo, но и Маркуса Кифа.
На левой створке внутреннего разворота помещена аннотация к альбому ударника Джона Хайсмана, в которой он просто сообщает, кто написал какую часть, кто на каком инструменте когда вступает, и подпись: "Эти примечания были завершены в тот момент, когда Нил Армстронг сделал "один маленький шажок для человека, но огромный шаг для человечества". Джон Хайсман, 21 июля 1969". Он же, Хайсман, застывший с барабанными палочками, изображён рядом. Лица остальных участников Colosseum спрятаны под текстом. За дизайн внутреннего разворота отвечала Линда Николь, подписывавшаяся обычно урождённой фамилией Гловер.
Между прочим, Линда Гловер изобрела знаменитый логотип для Vertigo, который там прозвали "swirl" что значит "водоворот", но английское "swirl" созвучно русскому "сверло", которое не менее точно описывает эту картинку, создающую 3D эффект при вращении.
Второй альбом Colosseum ,"Valentyne Suite", появившись в музыкальных магазинах в ноябре 1969-го, повторил результат первого - поднялся на 15-е место в британских чартах.
Джеймс Литерленд - гитара, вокал.
Дэйв Гринслейд - орган, вибрафон, фортепиано, бэк-вокал.
Дик Хекстолл-Смит - саксофоны, флейта.
Тони Ривз - бас-гитара.
Джон Хайсман - ударные.
1. "The Kettle" (4:25) - мощный хард-роковый номер, представляющий "пауэр-трио": Джона Хайсмана (ударные), Тони Ривза (бас) и Джеймса Литерленда (гитара и главный вокал). Звучит трек почти так, как если бы его играла группа Cream.
2. "Elegy" (3:10) - блестящий джаз-рок, с неугомонными барабанами Хайсмана и сопрано-саксофоном Хекстолл-Смита на фоне впечатляющей струнной аранжировки от New Jazz Orchestra.
3. "Butty's Blues" (6:44) - про него хорошо написал музыкальный критик Джордж Старостин: "Это мощный "блюз-де-люкс", как назвал бы его Джефф Бек, со знатным, чуть ли не симфоническим звучанием. Гитары, саксы и органы все подымаются в унисон, чтобы возвысить песню от скуки к экстазу... Вы только послушайте эту неистовую коду со всеми этими трубами и саксами, ревущими так, будто они вот-вот выскочат на вас из колонок." Это работа всё того же New Jazz Orchestra под руководством Нила Ардли.
4. "The Machine Demands A Sacrifice" (3:52) - психоделический номер на слова Пита Брауна.
5. "The Valentyne Suite" (16:51)
- "Theme One: January's Search" (6:25)
- "Theme Two: February's Valentyne" (3:33)
- "Theme Three: The Grass Is Always Greener" (6:55)
- Вот как её охарактеризовал тот же Джордж Старостин:
" Это вам не какой-то там крутой парень-саксофонист солирующий минут тридцать, показывая как он хорош на своём инструменте, и не заботящийся даже о каком-либо эмоциональном отклике. Здесь совсем нет запоминающихся риффов или тем, но здесь идёт какое-то развитие, всё постоянно меняется и уносит вас куда-то. Дэйв блистает на своих клавишах: в быстрых местах сюиты он демонстрирует классное органное "рубилово", вполне достойное Эмерсона, и достигает захватывающих дух кульминаций."
Colosseum - ''Valentyne Suite'' - отличный альбом раннего английского джаз-рока, пропустить который решительно невозможно.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Colosseum вы можете прочитать у меня здесь:
"Those Who Are About to Die Salute You", 1969
''The Grass Is Greener '', 1970
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.