В современном мире мы все чаще задумываемся над человеческим сознанием, и над тем, что на него влияет. Человек окружен массой информации, которую он получает из разных источников, и она может быть достоверной или ложной, может позитивно или негативно повлиять на нас. Общество по-разному относится к событиям и явлениям действительности. Чтобы понять, как СМИ влияет на общественное мнение, нужно рассмотреть понятие, виды, функции, признаки СМИ, а также как оно появилось.
Средства массовой информации — это организации, основными целями деятельности которых является сбор, обработка и публичное распространение информации среди широких масс населения.
Самые популярные и используемые СМИ — это телевидение, интернет, радио и печатные издания.
Телевидение — совокупность сообщений для слухового и зрительного восприятия.
Телевидение является источником разной информации- коммерческой, культурной, политической, образовательной, развлекательной. По телевидению человек может посмотреть передачи совершенно на разные темы, увидеть рекламу о товарах или услугах в разных сферах. Благодаря телевидению мы узнаем, какая экономическая, политическая ситуация на данный момент в нашей стране и во всем мире.
Интернет — это сеть для хранения и передачи информации.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни человека. Это один из наиболее легких способов получить какую-то информацию. С помощью интернета человек может получить информацию о последних новостях, скачать и смотреть фильмы и сериалы, общаться со своими близкими и друзьями. Но, к сожалению, в сети интернета очень часто можно наткнуться на ложные данные, недостоверные новости, которые могут негативно повлиять на мнение людей.
Радио — это мгновенный способ передачи информации и сообщений на расстоянии с помощью радиоволн. Чаще всего новости на радио очень короткие и ненавязчивые. Они мгновенно звучат между музыкой, рекламой или разговорами ведущих. В этом случае человек может и не заметить, что прослушал новости, но его мозг запомнит эту информацию, и она останется у него в голове.
Пресса — печатное издание или статья, в которой публикуются новости. Но часто там публикуется ложная информация о политики, публичных личностях.
Можно выделить основные функции СМИ:
Информационная функция — это, когда до общества доносится информация о событиях в их стране и мире.
Функция удовлетворения социальных потребностей — это, когда доносятся сведения, которые как-то могут повлиять на жизнь общества, привлекает внимание людей, политических деятелей, которые могут помочь или как-то повлиять на события, актуальные проблемы и найти пути их решения.
Функция удовлетворения потребностей в информации отдельного человека — это функция, которая доносит информацию человеку, в которой он нуждается, которая ему интересна в определенных сферах жизни, например о спорте или моде.
Идеологическая функция — это, когда информация доносится специально так, чтобы общество видело события или проблемы в выгодном политическом, культурном, социальном виде.
Когнитивно-коммуникативная функция СМИ формирует определенное видение мира, осуществляет контроль и регулирование общества.
Образовательная функция – это донесение информации о знаниях с целью повысить образованность общества.
Функция управления и манипуляций мышлением людей — это, когда информация доносится с определенным умыслом — как-то повлиять на сознание населения.
Также нужно понять, как появилось СМИ, какие первые печатные издания публиковались в нашей стране.
Возникновение СМИ вызвано желанием увеличить грамотность населения, расширить контакты между странами с помощью обмена информацией, связано с изобретением книгопечатания, которое сделало технически возможным передачу знаний в период конца 16 – начала 17 вв.
Одними из первых источниками СМИ считаются рукописные листовки 2-й половины 16 века.
В первой половине 17 века появились уже регулярные газеты, листовки, выходили новостные издания.
Уже с конца 19- начала 20 века периодическая печать оказала глубокое воздействие на общественное мнение, стала использоваться с целью достижения политических целей, разоблачения экономических и других преступлений.
В 1-й трети 20 века появилось радио, а также телевидение. С 1990-х гг. началось повсеместное распространение Интернета, интернет-телевидения, электронных книг.
Рассмотрим, какие методы может использовать СМИ для влияния на общественное мнение.
В большинстве случаев СМИ — это коммерческие проекты, соответственно они стараются максимизировать свою прибыль. Для этого им нужно увеличить число своих телезрителей, читателей. В своей работе я приведу примеры наиболее распространенных методов воздействия.
К основным методам можно отнести сенсационность. В данном случае используются события, которым придают настолько сильную важность, что внимание людей концентрируется только на них. Часто это применяется, когда хотят отвлечь общества от события, которое произошло ранее.
СМИ может искажать преподносимую информацию. Этот прием дает возможность создавать определенное отражение действительности в общественном сознание, в котором ложные факты будут являться частью реальности.
Кроме того, СМИ часто утаивает от общества те новости, события, которые могут негативно повлиять на оценку власти обществом. Или же скрывают ее в потоке информационного шума.
На усвоение получаемых сведений нередко влияет и порядок подачи, время и место их публикации.
Очень сильное влияние оказывают на общество лжесобытия. Такой пример приводят Д. Брайант и С. Томпсон: в газете New York Herald от 9 ноября 1874 года напечатали пугающую мистификацию, которая оказала сильное влияние на читателей. Репортер Т. Б. Коннери, обеспокоенный слабыми мерами безопасности в зоопарке Централ Парк, сочинил историю о том, что его обитатели оказались на свободе. «Число искалеченных, растоптанных и травмированных людей достигает двухсот, около шестидесяти из которых, по предварительным данным, находятся в тяжелом состоянии, а трое из них едва ли доживут до утра», – писал журналист. «Двенадцать хищников все еще остаются на свободе. Место, где они скрываются, точно не установлено...». В последнем абзаце объяснялось, что это сообщение было «чистейшей выдумкой» и «не более чем мистификацией», но до этого места дошел далеко не каждый читатель. Некоторые вышли на улицы с оружием в руках для отстрела сбежавших хищников.
Важно отметить, что сначала человек воспринимает информацию своими эмоциями, а уже потом разумом, и события, происходящие в мире, несут эмоциональную нагрузку на человека. И зачастую СМИ этим пользуются, информация преподносится при быстрой скорости и насыщенности.
Также популярность имеет метод фрагментации. Когда информационный поток разделяют на отдельные части, не связанные между собой, и у человека не успевает сформироваться полное мнение о текущем событии.
События, которым придают наибольшую важность, транслируют как можно чаще.
Такими технологиями пользуются СМИ, чтобы воздействовать на мышление человека, поменять его мнение. И порой, люди этого не замечают.
Общественное мнение — это форма массового сознания, в которой проявляется отношение различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.
Когда такое мнение выражается публично и оказывает массовое влияние на жизнь общества, то оно отражает его суть как особого социального института, и в то же время это совокупность различных точек зрения.
СМИ играет большую роль в формировании общественного мнения, используя различные методы, приведенные мною ранее, а также упрощая передаваемую информацию, чтобы исключить противоречия, и сформировать у людей положительную или отрицательную точку зрения.
Общественное мнение обладает достаточно простой структурой. Во-первых, есть объект. В качестве него может быть все что угодно, например, отдельное физическое лицо, партия, политическая ситуация в стране, что-либо другое на чем акцентируется внимание. Во-вторых, субъектом таких отношений является само общество. Также в структуре общественной позиции могут быть различные стереотипы, рассуждения, шаблоны восприятия, суждения.
Порой общество может затронуть какая-то глубокая проблема, например, в социальной или экономической сфере. Тогда население участвует в различных митингах, собраниях, или люди выражают свою точку зрения на выборах. И как мне кажется, во время выборов, на мнение общества сильно влияют СМИ, которые транслируют этот процесс.
Часто средства массовой информации у нас ассоциируются с развлечениями и средствами коммуникации. Мы даже не замечаем, насколько это вошло в нашу жизнь, и какое широкое влияние оказывает интернет на нашу жизнь. Однако существуют такие люди, которым не интересна общественная жизнь, ситуация в стране, события, которые происходят в мире.
Чтобы лучше понять заинтересованность людей в средствах массовой информации, их точку зрения, я провела опрос на тему: «Отношение людей к СМИ».
В интернет-голосования было опрошено 57 человек, которые ответили на подготовленные мной вопросы, благодаря чему я составила статистику.
Я сделала вывод, что большинство людей все-таки интересует, что происходит в мире, им любопытно следить за новостями, они замечают новости в СМИ.
Однако 14% опрошенных проголосовало за то, что они вовсе не обращают внимания на эти события.
Также люди выбирали из предложенных вариантов то, откуда они чаще всего узнают новости. И многие ответили, что это форумы, блоги, сайты в социальных сетях или же новостные сайты в интернете, что в принципе было ожидаемое. ТВ каналы, печатные издания и радио не так привлекают внимание.
Но, к сожалению, в интернете, часто можно наткнуться на ложную информацию, и лучше сверять ее с разными источниками. Поэтому так же я задала вопрос о том, проверяете ли вы информацию. И большинство (70,2%) ответили, что они сравнивают новости из разных источников, но есть люди (29,8%), которые этим не занимаются. Впрочем, это так же зависит от содержания получаемой информации, так как она просто может не вызывать интерес у человека.
Одним из наиболее популярных источников информации, казалось бы, всегда были ТВ каналы, однако 45,6% опрошенных говорят, что они смотрят российское телевидение достаточно редко, 47,4% людей вообще не смотрят телевидение, и не следят за новостями, которые на нем транслируются, и только 7% проголосовали за то, что они смотрят телевизор постоянно. Это еще раз доказывает, что этот способ получения информации устарел, и что либо люди не доверяют новостным каналам, либо это их не интересует.
Также общество не оценивает уровень профессионализма российских журналистов, новостных передач достаточно высоко. Большинство (50,9%) его оценивают средне. А высокая оценка (12,3%) оказалась в меньшинстве.
Почти все опрошенные (94,7%) замечали, что сообщения из разных источников противоречат друг другу, что почти всегда заметно, и сильно влияет на мнения людей. Тогда что лучше, когда источников больше или все-таки меньше? И большинство (66,7%) ответило, что правильнее, если их будет больше, ведь тогда можно сравнить информацию, но 14% так не считают, а 19,3% людей затрудняются ответить.
Главный вопрос был в том, доверяет ли общество полученной информации. И только 17,5% опрошенных верят полученным сведениям. 24,6% ответили отрицательно, а больше половины (57,9%) людей затрудняются ответить, потому что это очень спорная тема. Все зависит от содержания, характера данных и того, откуда они взяты.
68,4% людей согласны с тем, что средства массовой информации, используя различные технологии, утаивая информацию, или преподнося ее не так, как есть, на самом деле, манипулируют сознанием людей. Некоторые (31,6%) говорят, что так происходит не всегда. Но нет тех людей, которые это не подтвердили.
Каждый день на человека ежедневно обрушивается много информации. И общественное мнение является главным объектом манипуляции, ведь влиять на большое количество людей намного проще, чем на отдельных личностей. Оказать сильное влияние довольно сложно, поэтому в средствах массовой информации работают профессионалы, которые знают, как это делать.
Для того, чтобы сохранить свое собственное мнение, можно использовать несколько приемов защиты от манипуляций. Во-первых, одна и та же информация везде одинакова, и не стоит посещать много интернет-сайтов. Сначала лучше проанализировать всё самостоятельно, и только потом изучить, как ту или иную информацию преподносит СМИ, на основе своего сложившегося мнения.
Манипуляция - это выгодное разрешение проблем, которые не имеют альтернативного решения. События зачастую эмоционально окрашиваются в СМИ, оказывая давление на чувства людей. Не стоит поддаваться эмоциям, лучше спокойно принять информацию, а позже на холодную голову обдумать ее.
Сейчас СМИ играют важную роль в нашей жизни. Телевидение, радио, интернет стали основными источниками информации, определяющими развитие человека и его внутренний мир. И если оценить масштаб влияния на общественное мнение, то можно сказать, что СМИ и интернет не влияют на общественное мнение, а создают его. Несмотря на это, важно разумно подходить к восприятию любых сведений. Если люди научатся рассуждать осознанно, отдавать себе отчет в том, что слышат и видят ежедневно, то повлиять на чье-то сознание будет нелегко. И тогда, общественное мнение будет формироваться непосредственно с нашим личным участием, а не только средствами массовой информации.