Правда, важный вопрос, особенно в условиях сегодняшней неопределенности?
Хочу поделиться с вами интересной практикой. Мы с с детьми заполняли вот такую матрицу:
- по горизонтали: интенсивность общения с людьми, к примеру, много общения - дистрибьютор аналитического оборудования, мало - ученый в лаборатории (оба химики)
- по вертикали: стабильность или бизнес-риск: например, известный врач в ведущем институте страны или владелец собственной небольшой клиники (оба стоматологи).
Надо подбирать специальности сходного престижа и уровня заработка, чтобы они обе смотрелись с этих сторон одинаково привлекательными.
В процессе:
1. Приводятся в пример известные личности и знакомые: в каком квадрате дядя Леша? А тетя Наташа?
2. Мы обсуждаем, чей успех был удачей, чей - закономерным достижением. Многие ли хотели быть актерами? А многие ли из них достигли успеха? А многие ли из тех, кто мечтал быть директором клиники, достигли своих жизненных целей?
3. Чем отличается владелец IT-компании от программиста-специалиста? Какие качества нужны первому для успеха? А второму? А если взять конструктора военных самолетов и продавца таких же самолетов на международном рынке - понятно, что оба должны прекрасно разбираться в самолетах, но что еще важно для первого, что для второго?
4. А кто в этих парах может неожиданно заработать миллионы? А остаться без копейки? А работать, живя в Таиланде? А продать дом, чтобы закрыть долги? А вообще перестать ходить на работу и жить на доходы от патентов? Для каждой обсуждаемой профессии мы рассматриваем преимущества и риски, дети оценивают, насколько интересны первые и насколько приемлемы вторые.
Важно, что каждую профессию в процессе разговора дети примеряют на себя и сами дают обратную связь: о, вот это круто! А вот это точно не мое... Это действительно очень интересная и даже в чем-то азартная игра, вопросы сыплются один за другим. Только важно удержаться от чтения лекций и дать детям возможность подумать самим и высказаться самим. И стараться избегать оценок, типа: не, ну футболист - это вообще не работа!))
Сейчас, в средней школе, детям еще трудно понять, что им интереснее: программирование или психология, биология или математика. Но свое стремление/нежелание много контактировать с людьми и устойчивость к риску/ неприемлемость риска они уже сегодня достаточно точно чувствуют.
Я считаю, что по большому счету действительно не важно, директором чего быть: авиакомпании или звукозаписывающей студии, в какой области совершать открытия: в генетике или в математике. В любом случае навыки для успешного директора - понятны, для успешного исследователя - тоже понятны. И когда мне через какое-то время зададут вопрос "А зачем мне надо...", мне будет гораздо проще ответить на него через призму того будущего, которое дети прикинули для себя после работы с этой матрицей.
Попробуйте, правда интересно!
С уважением, ваша Ольга