Книги, которые я зачем-то дочитала до конца, но рекомендовать не хочу. Решать, конечно, вам.
Джефф Вандермеер, «Борн» - научная фантастика. Вкратце изложенный, сюжет весьма и весьма: апокалипсис, будущее, крах, смерть, над городом летает и громит всё огромный искусственный, если можно так сказать, медведь (!!! – какие богатые тут аллюзии могут быть у современных россиян), и среди этого бардака чудом выжившая женщина выращивает, как может, - благо растет оно очень быстро, непонятно что за существо – а именно этого самого Борна. Борн представляет собой поначалу какую-то медузу. Но потом отращивает себе глаза, умеет менять форму, учится говорить и очарователен, как щенок или человеческий ребенок, но без хлопот, связанных с взращиванием последних, без всяких пеленок и бутылочек. Мир в этой авторской вселенной выписан просто великолепно, со всех сторон мне понравился. И даже любовная линия довольно трогательная. А книжка в целом – не зашла). Есть и продолжения – «Странная птица» (не дочитала), «Мертвые астронавты» (причем это, возможно, одно, я не разобралась). Тест Бехдель не пройдет.
Эмили Дин, «Все умерли, и я завела собаку» - современная литература, а еще книжка номер 1 по рекомендациям livelib в 2020 году (!). Не знаю, что там так взгрело социальную сеть читателей. Книжка вполне себе достойная, но как по мне – не огонь, не огонь. В голове у меня отчего-то застряла информация о том, что роман основан на реальной истории писательницы. Но я не нашла этому подтверждений, когда искала! Теперь меня это мучает. Сюжет, как и у романа выше, со стороны выглядит интересно – это история дисфункциональной семьи: мать не реализовала себя, как актриса, и страдает от этого, отец – блестящий журналист, за пределами профессии ни на что не способный, бабушку характеризует цитата: "…выросла в те времена, когда личные травмы лечили очень просто: «Налей себе выпить, накрась губы и соберись». Особенно она одобряла начало максимы – «налей себе выпить»". Долги, переезды, душевные травмы. В общем, девочка мечтает о собаке и крепко дружит с родной сестрой, потому что это самое надежное в хлипком море семьи. Родители разводятся, девушки вырастают, и да, героиня заведет собаку в конце концов. Тест Бехдель пройдет.
Эдит Уортон, «Век невинности» - зарубежный любовный роман, который очень популярен у англоязычных читателей (круче, чем «Унесенные ветром» - !). И первый роман женщины-писательницы, получивший Пулитцеровскую премию. Для понимания всей запущенности ситуации и насколько мне это не зашло давным-давно: прочитала в электронном виде, дома обнаружила печатный потрепанный томик, то есть когда-то я, очевидно, эту книгу уже читала! И полностью, напрочь забыла. (Все новые непрочитанные книги я помню четко – не проведешь). Роман, сколько могу судить, ценят за прекрасное описание эпохи в деталях: это Нью-Йорк в конце 19 века. Молодой обеспеченный человек, юрист, нашел себе барышню своего круга, собирается жениться. Внезапно в семью невесты возвращается родственница, которая хочет развестись с мужем, а это грандиозный скандал. Хотя классового общества в Америке нет, высший свет из богатых создал себя сам, - разводы исключены. И вообще все друг друга знают, как в деревне. Герой с этой самой родственницей, к слову, даже знаком с детства… И вот потом все так неспешно-неспешно закручивается, светское общество, тонкости, дикие по нынешнему времени нравы, - читаешь, так и хочется закатить глаза и промычать «О боже мой!!!». Тест Бехдель не пройдет.
Татьяна Солодкова, «Птицеферма» - космическая фантастика. Ну, космического тут мало, а если прочесть аннотацию и потом прочитать хотя бы страниц сто книги, то сочетание - сесть и заплакать. Кто и зачем пишет эти тошнотные сопли, лав стори в шестьсот знаков, к фантастическому роману, - мне никогда не понять. (там реально такое: Он!.. А Она!..). На самом деле зачин просто отличный: планета с преступниками, память у них полностью выжжена. Героиня (видимо, она же фигурирует в переписке в начале романа) приходит в себя и ничего не помнит. Потом сразу, без переходов, выясняется, что она живет здесь уже пару лет под кличкой Гагара, адаптировалась - насколько это возможно. Нормальных управленцев нет, все на планете преступники, хоть и без памяти, так что быт складывается, скажем так, многотрудно. Эта часть мне показалась самой захватывающей, а вот дочитывала с трудом. К концу на первый план выходит любовная линия, как мне – полный отстой, я не прониклась. Тест Бехдель пройдет.
Ким Лигетт, «Год благодати» - современная литература. Нет ничего плохого в мейнстриме, видит бог, но книжка показалась мне откровенно плохой, как и ряд других произведений, которые как будто торопливо накропали после успеха сериала «Рассказ служанки». В вымышленной писательской вселенной 16-летних девушек на год отправляют выживать отдельно – это и есть вынесенный в название год благодати. Вот-вот настанет он и для героини. Что будет в течение этого года – неясно, но очень пугает. Далеко не все возвращаются, а некоторые возвращаются, мягко скажем, не целиком. Судя по развитию общества, в котором пушки самая сложная техника, это, к слову, не должно быть самым странным - тут и болезни, и дикие звери, да просто неаккуратный порез – сепсис - смерть. Но старшим женщинам запрещено рассказывать, что происходит с девушками в этот период. Между тем, отношение к женщине в микрообщине примерно как к скотине – новорожденным девочкам ставят на стопы клеймо… Ближе к концу появляется, конечно, любовная линия, которую мучительно хотелось бы как-то сузить, но видимо, где-то на писательских курсах всем новорожденным писателям четко внушают, что без любви ни одного романа не продашь, не стоит и начинать. Вообще романам, существующим в авторских вселенных, многое, конечно, прощается, но хотелось бы большей логичности.
Если хочется почитать нечто в духе "Года благодати" (лучше):
Наоми Алдерман, «Сила» - научно-фантастический роман, антиутопия
Кристина Далчер, «Голос» - социальная фантастика, дистопия
Маргарет Этвуд, «Заветы» - современная проза, фантастика
Сарей Уокер, «Диетленд» - современная проза