Наш канал любит приятно удивлять своих постоянных читателей и подписчиков. И новыми неожиданными темами и возвратом к хорошо забытым старым. И охватом всего и вся в рок-музыке, в том числе благодаря нашим молодым авторам, и углублением в стили и направления интересные "отцам-основателям", Вот сегодня как раз именно последний случай. Мы возвращаемся к обожаемому вашим автором прог-року и лучшим альбомам стиля эклектик-прог.
Предыдущие статьи по теме (щелкайте мышкой, не стесняйтесь, это - ссылки):
Творчество группы Van Der Graaf Generator уже затрагивалось в первой части "Лучших альбомов Eclectic Prog", но данный коллектив, ведомый неизменным лидером Питером Хэммиллом (Peter Hammill), несомненно достоин как минимум ещё одного упоминания.
Van Der Graaf Generator "H to He, Who Am The Only One" (1970)
Рейтинг - на прогархивах: 4.32; на allmusic - 4.25; на rateyourmusic - 3.91.
К моменту появления рассматриваемого альбома, у основанной в 1967-ом в Манчестере группы Van Der Graaf Generator в активе уже была пара пластинок. С релизом 1969-го года "The Aerosol Grey Machine", правда, вышла странная история. Лейбл Mercury выпустил диск только в США. Поэтому на родине музыкантов эта запись прошла практически незамеченной. Зато появившийся полгода спустя в 1970-ом "The Least We Can Do Is Wave to Each Other" был напечатан уже во всех основных центрах потребления музыкальной продукции. И в США, и в Канаде, и в Австралии, и в Европе (Германии). И в первую очередь, разумеется в Великобритании, где занял 47 место в альбомных чартах.
Может повлиял этот локальный и скромный успех, а может музыкальных идей и наработок у Хэммилла было, как говорят "вагон и маленькая тележка", но ещё 10 месяцев спустя свет увидел третий номер дискографии Ван Дер Грааф Генератора "H to He, Who Am The Only One"
"H to He” это отсылка к экзотермической реакции, происходящей в недрах Солнца и других звёзд, когда слияние ядер химического элемента №1 водорода, обозначаемого в таблице Менделеева символом H, приводит к образованию ядер гелия, элемента с атомным номером 2, обозначаемого в той же таблице как He. А высоковольтный генератор, позволяющий проводить эксперименты с упомянутой реакцией на Земле, изобрел американский физик Роберт Ван Де Грааф, имя которого генератор получил. В честь которого (генератора) в свою очередь была названа группа. Вот такая высокоинтеллектуальная словесная головоломка. А что вы хотели? Это всё-таки прогрессивный рок, а не поп-панк какой-нибудь.
Звуковое же полотно соткано в основном из мощных органных пассажей Хью Бэнтона (Hugh Banton), задумчивых тонов осциллятора и зловещего и немного скрипучего вокала Хэммилла, варьирующегося от почти шепота до крика. Некоторые критики сравнивали его манеру пения с Дэвидом Боуи, но здесь, на мой взгляд, стоит говорить в основном о схожести интонаций. Дополнительные краски вносят внезапные акустические всплески и эффектные саксофоны (альт-, тенор-, баритон-) Дэвида Джексона (David Jackson), которые добавляют нотки жизни и инструментального разнообразия, ничуть не затрагивая общую мрачную атмосферу. И, разумеется, о перкуссионной работе Гая Эванса можно говорить лишь в превосходной степени.
"А где же гитары?" - спросят читатели, уверенно утверждающие, что рок без гитарных запилов - и не рок вовсе, а "попса". Увы, бас на альбоме присутствует в виде партий Ника (хорошо, что не Гарри) Поттера (Nic Potter) и кое-где того же Бэнтона, а вот гитара практически отсутствует. Так что любителям "шреда" рассматриваемую пластинку категорически не рекомендую.
Единственное исключение относится к композиции "The Emperor in His War Room", где присутствует электро-гитара... Роберта Фриппа (Robert Fripp) (аплодисменты!) из King Crimson. До этого случая Фрипп никогда нигде не работал в качестве сессионного музыканта, но продюсер альбома Джон Энтони, известный также по работе с Genesis, Queen, Roxy Music и рядом других исполнителей, уговорил его принять участие. По воспоминаниям Фрипп сыграл с листа, никогда ранее не слышав предложенный трек. Он сделал всего пару дублей, микс из которых украсил финальный вариант песни. Судя по всему всем всё понравилось. И Фрипп ещё раз появится на следующем альбоме Van der Graaf Generator "Pawn Hearts".
Тексты песен Питера традиционно вращались вокруг смерти, одиночества, отшельничества, ответственности за свои поступки и потребности в любви. Что тогда нравилось и сейчас нравится далеко не всем. Была вещь и с фантастическим сюжетом "Pioneers Over С". И именно она вдохновила автора обложки альбома художника Пола Уайтхеда разместить там уже готовую картину под названием "День рождения", на которой был изображен луч света, фокусирующийся на Лондоне.
Любопытный факт. Кроме VDGG Уайтхед работал над обложками для Genesis, Хэммилла соло, Renaissance, High Tide, Джонни Холлидея и Тома Фогерти, а также представителей rock progressivo italiano Le Orme. Интересный набор.
В чарты в отличие от предшественника "H to He, Who Am The Only One" не попал, хотя был неплохо принят рецензентами и музыкальными критиками. С течением времени понимание роли и значения данного диска только возрастало. И сейчас есть мнение, что даже среди всей великолепной россыпи проговых талантов, записавших и выпустивших альбомы в 1970-ом, VDGG выделяется экспериментальностью, новаторством и очевидными джазовыми влияниями. Пожалуй только "Lizard" от King Crimson мог составить конкуренцию в последнем аспекте творению Питера Хэмилла и его музыкантов.
Ютуб-канал PASJONAT51
Van Der Graaf Generator "Still Life" (1976)
Рейтинг - на прогархивах: 4.30; на allmusic - 4.50; на rateyourmusic - 3.89.
Следующие за "H to He, Who Am The Only One" два альбома VDGG ("Pawn Hearts" и "Godbluff") были рассмотрены в первой части лучших альбомов Eclectic Prog. Поэтому перенесемся из 1970-го в 1976-й. В том году свет увидели две пластинки коллектива. Но мы остановимся только на первой из них, изданной в апреле.
Всего полгода отделило дату появления на полках музыкальных магазинов шестого студийного альбома VDGG "Still Life" от его предшественника "Godbluff". В какой-то степени такой короткий промежуток объясняется тем, что для записи новой пластинки были использованы наработки, оставшиеся от сессий к предыдущему релизу. Но это вовсе не тот случай, когда неподошедший ранее, более слабый материал видит свет из-за каких-то контрактных обязательств или желания по быстрому "срубить бабла" на волне успеха. Отнюдь. В целом "Godbluff" и среди меломанов, и среди музыкальных критиков оценивается чуть выше, чем "Still Life". Но это скорее ситуация, когда победителя определяет только фотофиниш. Ибо оба диска прекрасны, и лично я не взялся бы рассчитывать их на "первый, второй".
Как и на предыдущих альбомах VDGG первым из инструментов обращает на себя внимание орган Хаммонд. Многослойные и драматические партии Хью Бэнтона создают величественный фон, на котором в этот раз особенно ярко раскрывается вокал Хэммилла. Питера не назовешь великим певцом в общепринятом смысле этого слова, его манера вокальной подачи крайне своеобразна. Часто он бормочет, кричит или просто проговаривает тексты, но звукоинженеру Пату Морану удалось необычайно точно передать все эмоции и нюансы голоса. Свою лепту в
общую картину вносят и вдохновенные саксофонные партии Джексона, кое-где деликатно переплетающиеся с игрой того же Бэнтона уже на пианино. Ударные настолько органичны и сдержаны, что иногда забываешь об их присутствии, а когда обнаруживаешь их в звуковой палитре, то внезапно понимаешь, какую громадную роль они играют в создании соответствующего настроя при прослушивании.
Все песни на обладают своим неповторимым обликом. Личные переживания в "открывашке" "Pilgrims", у знатоков вызывающие ассоциации с одноименным стихотворением Иосифа Бродского, драматическая атмосфера "Still Life", исследующей тему бессмертия, оказывающегося ловушкой для тех, кто его обрел, сочетание неподдельной энергии и утонченной сложности в "La Rossa", нежная и печальная красота "My Room" и эпическое великолепие "Childlike Faith in Childhood's End", в которой Питер ведет заочную полемику с классическим научно-фантастическим романом Артура Кларка "Конец детства - Childhood's End" - пять таких разных и одновременно создающих единое художественное полотно композиций. Надеюсь, что я не обижу поклонников группы, если назову альбом музыкальным гобеленом.
Ютуб-канал professoricon
Остается добавить, что чудо-дерево на обложке альбома, это фото так называемой фигуры Лихтенберга, представляющей из себя разветвленный высоковольтный электрический разряд, которая иногда появляется на поверхности или внутри изоляционных материалов. Разумеется, группа осталась верна своему названию, и конкретное изображение представляло моментальный снимок разряда от настоящей генераторной машины Ван де Граафа.
Подводя же общий итог кратким обзорам лучших альбомов Van Der Graaf Generator воспользуюсь цитатой, данной диску "Still Life", одним комментатором на портале discogs: "Шедевр абсурдистских проповедей, полный человеческой красоты." Мне кажется, что это высказывание можно отнести к любому произведению из дискографии коллектива, ставшего, наряду с King Crimson и Gentle Giant, одним из трех китов, несущих сквозь время и пространство планету эклектик-прога .
Peter Hammill "The Silent Corner And The Empty Stage" (1974)
Рейтинг - на прогархивах: 4.31; на allmusic - 3.75; на rateyourmusic - 4.39.
Говоря о лучших альбомах эклектик-прога в связи с творчеством Van Der Graaf Generator нельзя не затронуть ещё одну тему, заслуживающую отдельного большого разговора. Это - сольники лидера Генератора Питера Хэммила. Но сегодня мы подробно касаться её не будем. Ибо только студийных альбомов у Питера больше сорока. И последний из них вышел совсем недавно. В прошлом году.
Какие-то из них похожи на творчество VDGG, какие-то не очень. В целом, можно сказать, что сходство есть в любом случае. Голос Питера не спутаешь ни с каким другим. Но для завершения сегодняшнего обзора я всё-таки выбрал альбом, который по общепринятому мнению наиболее близок к звучанию основной команды. Наверное, это закономерно, так как кроме главного героя на записи присутствует и весь остальной "классический" состав VDGG. Бэнтон, Джексон, Эванс - вся супер-троица на месте. Плюс приглашенный сыграть в композиции "Red Shift" гитарист легендарного американского психоделического бэнда Spirit Рэнди Калифорния (Randy California). Калифорния был приглашен не лейблом. Просто оказалось, что он знакомый знакомого одного из приятелей Хэммилла. Как говорится: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Гитарные партии Рэнди запись украсили. Сыгранные риффы, текстуры, короткие диссонирующие соло создают идеальный союз с саксофонами Джексона в контексте электрического блюза и психоделии. А Хэммилл позже отзывался о Калифорнии, как об отличном гитаристе и действительно хорошем парне.
Но не близостью звучания к Генератору единой хорош альбом "Тихий уголок и пустая сцена". Он впечатляет и сам по себе как отличный набор запоминающихся композиций. Про "Red Shift" мы уже упомянули. А ведь на нем есть ещё и агрессивный и многослойный вступительный трек "Modern", безумно звучащий и воспевающий безумие современности по сравнению с полу-мифическими Иерихоном и Вавилоном и мифической Атлантидой, основанная на игре на фортепиано "Wilhelmina", где Питер рассказывает маленькой девочке о несовершенстве и жесткости мира взрослых, вновь пианистическая с оттенками готики антиклерикальная "The Lie", вдохновленная скульптурной группой "Экстаз Святой Терезы" выдающегося итальянского архитектора/скульптора XVII века Лоренцо Бернини, задумчивая, но жесткая "Forsaken Gardens", почти акустическая "Rubicon", и. наконец, традиционный для Хэммилла заключительный эпик "A Louse Is Not a Home" - драматическое исследование человеческого одиночества, отчаяния и безнадежности.
В целом запись оставляет впечатление работы глубокой, тревожной и бескомпромиссной. И если к Вам на огонёк заглянули нежданные и нежелательные гости, смело включайте "The Silent Corner And The Empty Stage". Остаток вечера Вы проведете в приятном одиночестве, наслаждаясь музыкой.
Ютуб-канал litzlitz
Продолжение "Лучших альбомов эклектик-прога" следует...
Автор заметки - БиС.
#музыка #рок #прог-рок #eclectic prog #арт-рок #peter hammill #van der graaf generator #музыкальные альбомы