17,5K подписчиков

Лучшие альбомы Eclectic Prog. Часть 2.

1,7K прочитали

Заметок, посвященных лучшим альбомам различных стилей направления "прогрессив", вышло уже больше десятка, но никогда ещё они не получались "тематическими". Однако же всё рано или поздно происходит в первый раз. Тема сегодняшней заметки - лондонский прог-роковый коллектив Gentle Giant. И пять альбомов "Нежного Великана" во второй пятерке лучших альбомов стиля эклектик-прог.

Gentle Giant был образован в 1969 году в Лондоне, Великобритания, после того как был распущен Simon Dupree and the Big Sound, первый психоделический/соул коллектив братьев Шульманов, основной движущей и вдохновляющей силы "Нежного Великана".

Коллаж создан автором из изображений, взятых на сайте progarchives.com
Коллаж создан автором из изображений, взятых на сайте progarchives.com

Gentle Giant - это образцовая, но не типичная прогрессивная рок-группа. Им тяжело наследовать и почти невозможно подражать. Они зашли так далеко, как никто никогда не заходил в неизведанные области прогрессивной музыки, ориентируясь на диссонирующую классическую камерную музыку XX-го века, средневековую вокальную музыку, фолк, джаз, соул и рок. Возможности музыкантов-мультиинструменталистов Дерека (Derek Shulman - вокал, саксофон, клавикорд, ковбелл), Фила (Philip Shulman - вокал, саксофон, труба, кларнет, мелофон, перкуссия) и Рэя (Raymond Shulman - гитара, скрипка, труба, тамбурин, вокал) и других постоянных участников придавали такую динамику и глубину их музыке, что планка оказалась недостижимой нескольким грядущим поколениям музыкантов вплоть до наших дней. Помимо перечисленных и других традиционных для рока и джаза инструментов Gentle Giant вовсю использовали возможности синтезаторов Муг и электро-пианино Фендер Родес.

Всего студийная дискография Gentle Giant насчитывает 11 альбомов, а те восемь, что вышли в период с 1970 по 1976 годы, являются признанной классикой прогрессивной рок-музыки. Как я уже отметил в самом начале, пять из них входят в двадцатку лучших альбомов эклектик-прога по версии ведущего сайта в области направления "прогрессив". И, поскольку речь пойдет о дисках одной группы, расположены они будут не по рейтингу как обычно, а по хронологии выхода.

Gentle Giant "Acquiring the Taste"

Рейтинг на прогархивах: 4.26. Год выпуска: 1971.

"Acquiring the Taste" был вторым после одноименного с названием группы дебютника полноформатным альбомом Gentle Giant. Помимо братьев Шульманов в записи альбома принимали участие Гэри Грин (Gary Green - разнообразные гитары, мандолина, а также такие экзотические "инструменты" как ослиная челюсть и кошачьи вопли), Керри Минниар (Kerry Minnear - всевозможные клавишные и синтезаторы, перкуссия, виолончель и струнные аранжировки) и Мартин Смит (Martin Smith - барабаны). Шульманы и Минниар отвечают за лид- и бэк-вокальные партии в разных треках. Ударник в группе впоследствии менялся, а вот Грин и Минниар оставались в группе вплоть до окончания её карьеры. Продюсером пластинки стал неоднократно упоминавшийся в других заметках канала Тони Висконти.

Второй альбом группы стал очевидным шагом вперед по сравнению с дебютом. Гораздо более экспериментальный и далекий от исходных блюза и соула он демонстрирует элегантность, редкую даже для шедевров прога, сочетающую сложные контрапункты, странные темпы и диссонансы, элементы григорианских песнопений, жесткие рОковые, на грани харда, ходы, запоминающиеся мелодии авторства дуэта Керри Минниар/Дерек Шульман и превосходное исполнительское мастерство. Если целью группы было расширение границ современной популярной музыки, то она её добилась, хоть и рискуя не получить ни капли популярности.

Всё это тем более впечатляет после сделанного Дереком Шульманом много лет спустя признания: "Мы записывали "Acquiring the Taste", не имея ни малейшего представления о том, как это будет выглядеть до того, как мы попали в студию."

Забавный факт. Двусмысленная обложка диска (вроде как намекающая на язык в заднице, но на самом деле изображающая язык, лижущий персик) попала в список худших обложек по версии сетевого издания Pitchfork Media.

Gentle Giant "Octopus"

Рейтинг на прогархивах: 4.30. Год выпуска: 1972.

Четвертый альбом коллектива, вышедший в декабре 1972 года, сохранил все отличительные черты музыкального стиля Gentle Giant, и симфоничность, и многослойность аранжировок, и эклектичность, и отсылки к средневековому фолку, добавив ещё дополнительных штрихов в жесткости и в экспериментальности (одним из запоминающихся моментов была сложная вокальная работа в форме мадригала в композиции "Knots"). Название "Octopus" было придумано женой Фила Шульмана Робертой в качестве каламбура на словосочетание "octo opus" (на латыни - восемь музыкальных произведений, восемь треков альбома).

Тексты песен трех вещей альбома имели литературную основу. "The Advent of Panurg" продолжала начатую на прошлом диске композицией "Pantagruel's Nativity" тему обращения к средневековому сатирическому роману французского писателя Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". "A Cry for Everyone" была вдохновлена работами французского же писателя Альбера Камю, а уже упомянутая "Knots" - одноименной книгой стихов шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэнга.

Казалось, что они нашли правильную пропорцию смеси хард-роковой тяжести (она как раз была в моде) и классических звуков, которую могли принять и критики, и публика. К блестящей клавишной, гитарной и вокальной работе постоянных членов коллектива добавились и суперквалифицированные партии нового барабанщика. Им стал Джон Уэзерс (John Weathers) , бывший участник The Graham Bond Organisation. "Octopus" стал отправной точкой пика карьеры ансамбля и первым в череде из четырех подряд альбомов, входящих в лучшие творения эклектик-прога.

Тем не менее, ложкой дегтя стали гастроли на разогреве у Black Sabbath. Видимо, это была ошибка менеджемента компании Vertigo, на которой выходили диски обоих команд. Более нелепую пару трудно было придумать. Фаны Sabbath освистывали "Нежных Великанов" и скандировали: "Убирайтесь!". Кончилось тем, что на сцену во время концерта в Лос-Анжелесе была кинута петарда. "Великаны" ушли со сцены, а Фил Шульман напоследок в микрофон назвал собравшуюся толпу кучкой гребаных *удаков. Это при том что позже собственные гастроли Gentle Giant прошли с аншлагами. И в Лос-Анжелесе в том числе.

Обложки альбомов английского и американского издания отличались. Американский вариант обложки взят на https://en.wikipedia.org
Обложки альбомов английского и американского издания отличались. Американский вариант обложки взят на https://en.wikipedia.org

Gentle Giant "In A Glass House"

Рейтинг на прогархивах: 4.34. Год выпуска: 1973.

К неприятным последствиям описанный выше инцидент всё-таки привел. Старший из братьев, Фил Шульман, решил закончить с музыкальной карьерой и посвятить себя семье и профессии учителя. Оставшийся квинтет записал "In a Glass House", выпущенный осенью 1973 года. Обязанности основного вокалиста взял на себя Дерек.

Gentle Giant зазвучал чуть более прямолинейно и ещё более хард-роково, чем обычно. Что неудивительно, учитывая, что Фил отвечал в группе помимо вокала за акустические духовые инструменты. Тем не менее по уровню сложности и концептуальности "In a Glass House" посоревнуется со многими известными произведениями тех же Genesis или Yes. Сквозная тема альбома опирается на известный афоризм о том, что "люди, живущие в стеклянных домах, не должны бросаться камнями". Плотность и интенсивность звука остались неизменными. Нестандартные размеры, резкие смены темпа, звуковые эксперименты, отсылки к средневековой музыке - всё было на своем месте.

Альбом задал шаблон для следующих записей коллектива с меньшим влиянием акустических инструментов, но также и дал шанс увеличить коммерческий успех до уровня звездности. Но шансу не суждено было реализоваться. Вторым неприятным последствием вышеописанных событий во время американского тура с Black Sabbath стал отказ американской фирмы Columbia печатать диск в Штатах, якобы как не имеющий коммерческого потенциала. В итоге в США "Стеклянный дом" никогда не выпускался на виниле. Он, конечно, пользовался большим спросом как предмет импорта, но изрядного куска потенциально самой большой аудитории "Великаны" лишились.

Gentle Giant "The Power and The Glory"

Рейтинг на прогархивах: 4.31. Год выпуска: 1974.

"The Power and The Glory" - шестой студийный альбом Gentle Giant. Существует мнение, что название "Сила и слава" и идеи песен были позаимствованы у одноименного романа знаменитого британского писателя Грэма Грина, но это не так (хотя Дерек Шульман и признавал, что был с книгой знаком). Тем не менее, концепция у альбома была. Она заключалась в невозможности делать добро, используя политическую власть. Власть искушает, власть коррумпирует. В итоге желавший добра человек начинает властью злоупотреблять и становится тем, против кого он боролся.

Музыкально альбом развивает линию, начатую на "In a Glass House". Клавишные Керри Минниара звучат как никогда ясно и богато, то солируя, то работая подложкой для мощных риффов Гэри Грина и басовых грувов Рэя Шульмана. Гитарная работа Грина тяжелая, блюзовая и эмоциональная. Недаром Грин выделял этот альбом группы как свой любимый. Рэй же помимо бас-гитары играет ещё и на скрипке, добавляющей огня в и без того не убаюкивающий звук группы. Дерек Шульман использует характерный уникальный стиль пения для эмоционального изложения очень неглупых текстов и вокального взаимодействия с Минниаром на ряде треков. Уэзерс своими барабанами обеспечивает композициям нужную плотность.

Диск вышел в сентябре 1974 года в Англии, но лишь в 1975-ом добрался до Америки. Однако же "The Power and The Glory" попал на 78-е место альбомного чарта Billboard. Это был первый случай попадания альбома в первую сотню чарта в карьере Gentle Giant. До этого в Billboard светились "Three Friends" (третий альбом группы) и "Octopus". Но они оказывались где-то в конце второй сотни.

Любопытная история вышла с попыткой звукозаписывающего лейбла WWA Records выпустить сингл. Как рассказывал позже Дерек Шульман, представители лейбла заявили: "Парни, теперь вы должны быть коммерчески успешны и выпускать синглы. А сейчас марш отсюда и принесите нам сингл." Музыканты не проявили рвения и сделали три ужасных номера, из которых самым по их мнению плохим стал одноименный с названием альбома "The Power and The Glory". В итоге сингл был с продажи снят, а песня была добавлена на переиздания в формате CD.

Gentle Giant "Free Hand"

Рейтинг на прогархивах: 4.28. Год выпуска: 1975.

И, наконец, последний в сегодняшнем обзоре альбом. Седьмой в дискографии "Великанов". Вышел в июле 1975-го на новом для группы лейбле Chrysalis. "Free Hand" достиг самого высокого для группы 48-го места в чартах Billboard и стал самым коммерчески успешным в её истории.

После некоторого реверанса на двух предыдущих релизах в сторону относительной простоты и тяжести группа вернулась к ренессансно-средневековому подходу, создав одну из самых творческих и сложных записей в истории прогрессивного рока. Вокальный а-капелла стиль в четырехчастной фуге "On Reflection" (пели четверо участников группы за исключением ударника) был революционным для своего времени. При этом, несмотря на сложность аранжировок, музыка не звучит академично и на самом деле достаточно доступна благодаря присутствующим мелодическим хукам. Сочетание великолепной музыкальности, традиционного остроумия в текстах и отполированных, вновь, как на ранних альбомах коллектива, слегка приджазованных композиций делает эту запись важной, исторической и, на мой взгляд, лучшей в истории группы. Всем неофитам я советовал бы начинать знакомство с творчеством Gentle Giant именно с этого диска.

Немного обидно, что "Нежный великан" так и не поднялся в своё время в умах даже истинных поклонников прога выше культового статуса, чтобы приблизиться к той же популярности и признанию критики, что и творившие в 1970-е Genesis, Yes, ELP, Pink Floyd, King Crimson или Jethro Tull. Но понимание их роли и места пришло со временем. И сейчас я без колебаний назову Gentle Giant наряду с King Crimson и Van Der Graaf Generator одним из трех столпов эклектик-прога.

До новых встреч уважаемые любители чистого и беспримесного прога!

Первая часть "Лучших альбомов Eclectic Prog"