"Ну вот, наконец-то настоящая классика прога, а не всякие к нему примкнувшие попутчики," - скажут проговые пуристы. И на это раз окажутся правы. В первой части "Лучших альбомов Eclectic Prog" представлены всего две группы. Зато каких! И, казалось бы, автору должно быть проще. Вон сколько материала по каждой. А на самом деле - тяжелей. Ибо и про Van Der Graaf Generator, и, особенно, про King Crimson написано много и интересно, в том числе и очень глубоко знающими предмет людьми. Но, раз уж так выпало, что именно эти пять альбомов именно этих групп имеют наивысший рейтинг на прогархивах, то попробую сказать о них несколько слов и я.
King Crimson "In the Court of the Crimson King"
Рейтинг на прогархивах: 4.63. Год выпуска: 1969.
Альбом - квинтэссенция прог-рока. Он возник, казалось бы, из ниоткуда. Расстояние от вышедшего годом ранее "The Cheerful Insanity Of Giles, Giles & Fripp" до "In the Court" - даже не пропасть, а межзвездный вакуум. Первый альбом King Crimson - это совершенные музыкальные композиции, мастерское исполнение каждого участника группы, ангельское пение Грега Лейка, тексты Питера Синфилда, которые в числе немногих в рок-музыке заслуживают называться поэзией. Остается только поражаться и задавать себе в сотый раз всё те же вопросы: "Что витало в воздухе в конце 60-х - начале 70-х годов XX века? Что за эманация породила на свет такое количество блестящих групп и их альбомов? Может Роберт Фрипп и Ко знали какое-то заклинание? Этакий волшебный музыкальный "сезам"?"
Как бы то ни было, "In the Court" не только определил что такое "прог-рок". Он задал планку любым безграничным музыкальным экспериментам. И даже, как мне кажется, его первая вещь, знаменитая 21st Century Schizoid Man, послужила в будущем одним из источников вдохновения для экстремальных металлических стилей.
King Crimson "Red"
Рейтинг на прогархивах: 4.55. Год выпуска: 1974.
Если "In the Court of the Crimson King" был одним из самых впечатляющих дебютов в истории популярной музыки, то "Red" является блестящим промежуточным финишем творческой активности King Crimson. После него группа замолчала на почти семь лет. И только всемогущий мастер Роберт Фрипп знает почему. К этому моменту состав Crimson сократился до трио, причем басист Джон Уэттон (John Wetton) и ударник Билл Брафорд (Bill Bruford) были относительными новичками, пришедшими в группу в 1972-ом. Хотя надо сказать, что бывшие музыканты группы David Cross, Mark Charig, Mel Collins, Ian McDonald приняли деятельное участие в записи "Red", но на обложке альбома всего три лица на черном фоне. Такой достаточно странный для KC дизайн дает некоторым поклонникам основания называть "Red" посмертным альбомом. Что, на мой взгляд, не слишком верно, учитывая плодотворную работу возрожденного коллектива в 80-е и позже.
Сыгран "Red" очень плотно, что, учитывая сверхпрофессионализм всей троицы, не удивительно. Может композиции чуть менее экспериментальны, чем на предыдущих альбомах. Но, это "менее" всё еще "более", если сравнивать его с творчеством десятков и сотен других групп.
Из пяти композиций, записанных для альбома, выделю две. Первая - это открывающий трек, одноименный с названием диска, драматический и напряженный, создающий впечатление, что стрелки приборов действительно улетели в "красный" сектор. А вторая - замыкающая альбом Starless. Это лебединая песня, отсылающая слушателя ко всему самому лучшему, что было сделано в первый период существования KC, и безусловный бриллиант чистой воды.
King Crimson "Larks' Tongues In Aspic"
Рейтинг на прогархивах: 4.42. Год выпуска: 1973.
Настоящие любители направления "прогрессив" разумеется знают,что двумя вышеупомянутыми альбомами дискография KC в период 1969-1974 не исчерпывается. За этот период вышли еще пять студийных альбомов, каждый из которых может претендовать на звание "почти шедевра". Но, наивысший рейтинг из них имеет лонгплей с истинно проговым названием "Языки Жаворонков В Заливном Соусе".
Три диска, последовавшие за великим дебютом, были безусловно хороши. Однако, к сожалению, KC преследовало явление, именуемое чехарда состава. Такая нестабильность и неопределенность определенно не помогали группе и не позволяли полностью реализовать заложенный в музыке потенциал, но, Фрипп придумал средство, которое вдохнуло новые жизненные силы в карьеру King Crimson. Набранный им новый состав музыкантов был по мнению некоторых как поклонников, так и критиков, самой блестящей конфигурацией King Crimson за всю историю. К июлю 72-го группа состояла из Фриппа на гитаре и меллотроне, Билла Брафорда на барабанах (который уволился с надежной работы с Yes, чтобы принять участие), Дэвида Кросса (David Cross) , скрипача и клавишника, имевшего формальное музыкальное образование и игравшего в группе имени самого себя, друга детства Фриппа Джона Уэттона на басу и вокале, ранее выступавшего с Mogul Thrash и Family, а также одного из самых любопытных членов KC за время существования группы Джейми Мюира, похожего на Сальвадора Дали лондонского авангардиста, игравшего на разнообразных ударных и других музыкальных инструментах, начиная от пальчиковых тарелок и заканчивая чашей раздавленных фисташек, что добавляло пикантности звуку, который создавал новый состав. Ричард Палмер-Джеймс (один из со-основателей Supertramp) также был добавлен в качестве неформального участника, чтобы обеспечить тексты песен и наличие вдохновения.
На "Larks' Tongues In Aspic" скрипка становится наряду с гитарой ведущим инструментом. При поддержке мощной ритм-секции в лице виртуозного Брафорда и лучшего со времен Грега Лейка басиста группы Джона Уэттона неистовые скрипичные запилы Кросса вместе с приджазованной гитарой Фриппа создают один из самых экспериментальных и причудливых альбомов KC.
Van Der Graaf Generator "Pawn Hearts"
Рейтинг на прогархивах: 4.42. Год выпуска: 1971.
Van Der Graaf Generator "Godbluff"
Рейтинг на прогархивах: 4.48. Год выпуска: 1975.
В дискографии одной из самых причудливых, забавных, интереснейших и влиятельнейших групп стиля Eclectic Prog, да и всего направления прогрессив, Van Der Graaf Generator альбомы "Pawn Hearts" и "Godbluff" идут один за другим, хотя их разделяет ровно четыре года с октября 1971-го по октябрь 1975-го. Этот перерыв случился, так как лидер и главный креативщик группы Питер Хэммилл (Peter Hammill) взял тайм-аут для развития сольной карьеры. Но, сольники Питера заслуживают отдельного разговора, а мы вернемся к двум вершинам творчества группы, названной так же, как и изобретенный американским физиком Робертом Ван де Граафом и позволявший достичь напряжения в 7 миллионов вольт прибор.
"Pawn Hearts" - опус блестящей прогрессивной рок-группы на пике формы. Творение поистине авангардное, требовательное к слушателю, но дарящее немало удовольствия тем, кто в него "въехал". Здесь есть все, что любят поклонники творчества коллектива. Динамичный вокал (Хэммилл - воистину вокальный акробат); совершенные фортепиано, орган, меллотрон и синтезаторы Хью Бэнтона (Hugh Banton); отточенные барабанные пассажи Гая Эванса (Guy Evans); уникальный саксофон Джексона (David Jackson) и его же эпизодическая флейта. И вдобавок, очень красивые акустические и электрические гитарные работы самого Хэммилла и приглашенного гостя Роберта Фриппа, добавляющего неподражаемые штрихи в звучание.
Я редко разбираю отдельно содержание песен, но в данном случае тексты не подкачали. Почти двенадцатиминутный дебют "Lemmings" посвящен ошибкам и коррумпированности лидеров, а также глупости слепого следования за ними, подобно леммингам, бегущим к своему уничтожению. Следующая песня, "Man-Erg", затрагивает вечную тему двойственности человеческой природы и хрупкости личной идентичности. Заключительный трек является признанным шедевром VDGG, и многие поклонники называют его главным достижением группы. Хэммилл играет роль одинокого смотрителя маяка, который смотрит на темные воды из окруженной морем крепости, полный сожаления о неудаче прошлых отношений, и жаждет человеческого общества. Кстати, в своё время журнал Classic Rock включил "Pawn Hearts" в двадцатку самых курьезных альбомов прог-рока в том числе благодаря своеобразной и необычной лирике альбома.
Казалось бы, превзойти "Pawn Hearts" будет тяжело. И всё-таки VDGG удалось вернуться с диском ещё более удачным. Музыкальные структуры по-прежнему остались сложными и плотными, звуковое давление достигло идеального уровня, чтобы соответствовать страстным лирическим образам и безумным мелодическим линиям экстраординарного фронтмена Питера Хэммилла. Клавишные Хью Бэнтона меньше солируют, но являются определяющими в построении текстур и умных прогрессий аккордов. Большинство соло осталось за саксофонами и флейтами Дэвида Джексона, которые он играет так, что они проймут и неподготовленного слушателя. Гай Эванс демонстрирует свою склонность к джазу более открыто, чем когда-либо прежде. Он делает свою работу настолько легко, насколько может быть легко играть практически без поддержки баса на ударных в группе, которая любит придерживаться сложных ритмических партий.
Четыре композиции как четыре стремительных удара, решительный штурм - и "Божественный блеф" одерживает убедительную победу.