Найти тему
Юрий Васьков

КАМЫШЛОВ: ТОЧКА ОТСЧЕТА

Оглавление

Сегодня единственными источниками, рассказывающими о событиях вековой давности, являются архивные материалы Российского государственного архива древних актов, (РГАДА) потому, что написаны они, хоть и не без изъяна, участниками или очевидцами событий на Камышловской земле, начиная с середины ХVII века. Поэтому, с верой к рукописям минувших веков, мы обращаемся к документам - переписке приказчика Пышминской слободы Семёна Мироновича Будакова и верхотурского воеводы Ивана Яковлевича Колтовского, воссоздавая историю строительства Камышевской слободы в хронологическом порядке.

1666, август, 16. Челобитная Семена Будакова верхотурскому воеводе и стольнику Ивану Яковлевичу Колтовскому о присылке ему указа об осмотре вместе с пышминскими беломестными казаками и оброчными крестьянами места между рекой Пышмой и речкой Камышенкой для постройки там слободы.

...Семен Будаков челом бьет: в нынешнем во 174-м году ведомо мне учинилось в Пышминской слободе от беломестных казаков и оброчных крестьян и всяких чинов людей, есть де место, годное Великим государям прибыль учинить слободу построить, а то де место от Пышминского острогу вверх по реке Пышме за полднища место крепко промеж рекой Пышмой да Камышенкой речкой и иным слободам то место обереж что воровским воинским людям под тем местом едучи из степи прилегли через реки броды а через то место переезд в слободы ... и я по их речам без Государева указу и без вашего приказу из Пышминского острога с ними беломестными казаками и оброчными крестьянами на то место ехать не смею и место досмореть, годно ли слободу строить … и вы об этом как укажете…

Учитывая сложившую обстановку в отношениях с Тобольским воеводством, ответ на челобитную Будакова был дан уже на следующий день, и гонец с распоряжением воеводы, отправился в обратный путь.

1666, августа, 17. Память Верхотурского воеводы и стольника И.Я. Колтовского приказному Семёну Будакову об осмотре места на р. Пышме, для постройки Камышевской слободы

...Писал ты на Верхотурье что ведомо тебе от пышминских беломестных казаков и от оброчных крестьян и от всяких чинов людей есть де Место от Пышминского острогу вверх по Пышме реке за полднища... и как к тебе сия память придет ты бы по указу Великих Государей взял с собой беломестных казаков и крестьян и судной избы Дьячка и ехал на то место и досмотрел, где слободу строить ... и написать доездную память... и прислать на Верхотурье ...прибирал бы ты чисто вольных охочих и гулящих людей из иных слобод... во крестьяне на денежный оброк на льготные пять лет... а в беломестные казаки прибирать что им служить в той новой слободе с пашни без денежного жалования и велеть новоприбранным крестьянам и беломестным казакам на том новом месте дворами селиться и всякие заводы заводить и пашни на себя распахивать... а жить ему Семену в той новой слободе с беломестными казаками с великим береженьем и караулы поставить крепкие и про воинских людей проведывать...

(РГАДА, ф. 1111, оп. 2, стб. 140, л. 1-8).

Прошло ещё около месяца, и после того, как Семен Будаков обследовал и описал место, «где годно слободу строить», в Верхотурской приказной избы был написан исторический для нас документ - Указная память.

Указная память об основании Камышевской
слободы, что ныне город Камышлов, 1666 года

(с копии подлинной памяти, найденной А.А. Дмитриевым в г. Камышлове в 1885 г.)

Лета 7175, сентября в (17?) день. По государеву цареву и вел. кн. Алексея Михаиловича, всеа В. и М. Русии Самодержца, и государя благоверного царевича и ве. Кн. Алесея Алесеевича все… и Феодора Алесеевича… и Симеона Алексеевича… указу, память Верхотурского уезду на Пышму прикащику Семену Будакову.

в нынешнем во 175 г писал ты на Верхотурье и прислал новому месту… вверх по Пышме реке от Пышминского острогу за полднища в мысу промеж Пышмы реки и Камышенки речки годно слобода строить а на мысу острог ставить что-де место крепко а от воинских людей приступ к тому острогу с одну сторону подле острожное место лог глубок а того-де острожнаго места куды острог ставить две стены стоячего острогу морей до 50 сажень а другие-де две стены лежачего заплоту для того что обе стороны речки Камышенки до Казанской дороги верст на 8 а сенные-де покосы по обе стороны Пышмы реки в лугах и в дубравах а рыбные-де ловли и хмелевые угодья от того острожного места есть по Пышме реке а в межах те пахотныя земли и сенные покосы и рыбныя ловли и хмелевыя угодья от того острожного места вверх по Пышме реке верст десять и болши – Невьянскаго Спаскаго монастыря с строителем Давыдом а межа речка Боровлянка и по тои реке вверх до Казанскои дороги а вниз до межевыя речки Ольховки, от острожнаго места верст 10 и болши а к тому-де острожному месту бор за полверсты а того бору верст на пять а на заречной стороне бор за версту а того де бору верст на 15 а красовитее того места и пахотными землями и сенными покосы и рыбными ловли и хмелевыми угодьями и далеко такого нет и от воинских людей крепко и как к тебе сия память придет и ты б по указу великих Государеи на том месте вверх по Пышме реке Пышминским беломестным казаком и оброчным крестьяном велел острог строить а для леснои возки в помочь Пышминским крестьяном и беломестным казаком велено на то новое место из Ирбитской и из Ницынской слобод прикащиком послать крестьян и беломестных казаков по первому зимнему пути и ты б на том новом месте им Пышминским крестьяном и беломестном казаком, велел острог построить и на то новое место прибирал бы ты во крестьяне и беломестные казаки волных охочих и гулящих всяких прихожих людеи из иных слобод бобылеи и захребетников и гулящих людеи во крестьяне на денежной оброк на льготные годы на пять лет а оброку им платит в казну Великих Государеи з десятины на год по сороку алтын а в беломестные казаки прибират что им служит в той новои слободе с пашни без денежнаго жалованя и велеть новоприборным крестьяном и беломесным казаком на томь новом месте дворами селитца и всякие заводы заводит и пашни на себя розпахиват а ково имянем и сколко человек в тое новую слободу во крестьяна и беломестные казаки и из каких людеи прибирешь и хто во что оброчитца и то написат с оклады в книги а по них новоприборных крестьянех и беломестных казаках имат поручныя записи з доброю порукою и те книги и поручные записи прислат на Верхотуре и велет подавать в приказнои избе столнику и воеводе Ивану Яковлевичю Колтовскому да подячему Василю Богданову а жить ему Семену в тои новои слободе з беломестными казаки с великим береженем и караулы поставит крепкие и про воинских людеи проведыват а как про воинских людеи какия будут вести и откуда приходу чаят и ему Семену о том писат на Верхотурье и в слободы тотчас чтоб никакие воинские люди на тое новую и на иные слободы безвестно не пошли и дурна не никакова не учинили а того ему Семену смотрет и от сторон беречь накрепко чтоб тутошние и сторонние всяких чинов люди не подезжали и татарских никаких угодеи не пустошили и могил не копали а которые сторонние люди учнут к тои новои слободе приезжать и татарские угодьи пустошить и хмель драть – и тех людеи имая присылать с приставы на Верхотурье а ему Семену с Татары никакого задору и тесноты им и насилства никакого не чинить и от них ничем не корыстоватца а буде он Семен в оброке оброчных крестьян станет изгонять и Татаром чинить налоги или татарские могилы станет копать и бобровыя речки пустошить или хмелевыми пошлины станет сам корыстоватца или пускать станет иных уездов для своеи корысти и тот хмель во взятье на великих государеи не объявитца – и тот хмель доправят на нем Семене да ему ж быти в наказанье. (Ф. 1111. оп. 2. стб. 248. лл. 1-2).

Все три документа датированы 1666 годом, и этот год с полным основанием можно назвать годом переписки, годом определения, где и какой быть слободе. А чтобы читателю было легче разобраться с семитысячными датами, уместно напомнить о летоисчислении.

В 988 году Древняя Русь приняла Христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчисление от «сотворения мира», т.е. с 5508 года до нашей эры, и начало года стали отмечать 1 марта.

Только в 1492 году – «седмотысящного от сотворения мира» - новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю – 1 сентября. Так продолжалось более двух столетий, до новой реформы Петра I в 7208 году (1700 год по юлианскому календарю).

Историками для наведения порядка в летоисчислении после реформы Петра I и вслед за этим удлинение календарного года на четыре месяца было принято:

· если речь идёт о событиях (до 1700 г.) происходящих в период с января по август, необходимо провести следующие расчеты: 7174 г. – 5508 = 1666 г.;

· если же речь идёт о событиях, происходящих в период с сентября по декабрь, необходимо от 7175 г. – 5509 г. = 1666 г.

ПО СЛЕДАМ СЕМЁНА БУДАКОВА

Участники двухдневной экспедиции (слева направо): Савелий Булдаков, Александр Крапивин, Владислав Булдаков.
Участники двухдневной экспедиции (слева направо): Савелий Булдаков, Александр Крапивин, Владислав Булдаков.

Август 2017 года. Путешественники клуба «Гренада» очередной своей экспедицией открыли второй сезон туристско-краеведческого проекта «Именем реки», который посвящен 350-летию Камышлова. Стартовая точка маршрута не случайна – рабочий поселок Пышма – ведь отсюда началась предыстория Камышевской слободы.

Стартовая точка маршрута не случайна – рабочий посёлок Пышма – ведь отсюда началась предыстория Камышевской слободы.

Шли ли мы след в след за Семёном Мироновичем Будаковым, основателем Камышенской слободы? Трудно сказать. Подходил ли в XVII веке лес до самого берега реки Пышмы? Какие современные населённые пункты могли быть на его пути? Если на первый вопрос ответить невозможно, то на второй вполне реально.

Как только рабочий посёлок Пышма остался позади, началась работа по системе «телефон – интернет». Владислав Булдаков и Александр Крапивин выяснили, что от Пышмы до Камышлова Будаков шёл (ехал) только лишь через село Никольское, так как оба населённых пункта были основаны в 1646 году. Тимохинское и Черемыш появились в XVIII веке.

Весь путь мы шли, представляя себе вероятное направление первых строителей нашей слободы. Понятно, что основным ориентиром для них была река. Также понятно, что новоявленная дорога со временем становилась менее извилистой, обходя овраги, ручьи, заболоченные участки местности, постепенно придавая очертания будущему Сибирскому тракту. Мы пришли к выводу, что гонцы от Будакова в верхотурскую приказную избу скакали другой дорогой, которую так сразу, на ходу, не прояснить, нужны дальнейшие исследования.

год 1667 – ЗАГОТОВКА БРЁВЕН

И вновь обратимся к документам РГАДА.

1667 (7175), апреля 8. Отписка Семёна Будакова верхотурскому воеводе и стольнику И.Я. Колтовскому о вывозе 340 брёвен на новое «острожное место» для постройки Камышевской слободы и о возникшем споре из-за этого места с тюменскими татарами.
(Ф. 1111. оп. 2. стб. 140. лл. 9-10).

В нынешнем во 175-м году по указу Великих Государеи и по вашеи верхотурскои памяти велено пышминским оброчным крестьяном и беломестным казаком вверх по Пышме реке на новое место острожных бревен возит и я их крестьян и беломесных казаков на новое место острожных бревен возит высылал и сам с ними ездил к бревеннои воске для досмотру и оне крестьяне и беломестные казаки на острожное место вывезли триста сорок бревен острожных измогаючи с великою нуждою и болше де их крестьян и беломестных казаков возит бревен мочь не сягла а не в довозе бревен осталос две тысящы…

1667 (7175), мая 2. Челобитная беломестных казаков и крестьян Пышминской слободы царю Алексею Михайловичу о трудностях строительства Камышевской слободы.
(Ф. 1111. оп. 2. стб. 140. лл. 12-14).

…бьют челом вашы Великих Государеи холопи Пышминские слободы беломестные казаки и сироты ваши Великих Государеи Пышминские же слободы мирскои старостишко Ондрюшка Денисов да десятники Ивашко Кирилов, Пронка Офонасев, Лучка Фокин и все крестьяне.

В нынешнем во 175-м году по Вашему Великих Государеи указу и по верхотурскои памяти столника и воеводы Ивана Яковлевича Колтовского да подячево Василя Максимовича велено верхотурскому сыну боярскому Семену Будакову внов вверх по Пышме реке над речкои Баровлянкои слобода заводит а осторожные бревна и башенные ронит и возит велено холопем и сиротам вашым Великих Государеи однои Пышминскои слободои а преж всего вам Великим Государем прибыл чинили слободы в Верхотурском уезде заводили острожнои и башеннои и всякои лес к острогам ронили и возили и остроги ставили всем Верхотурским уездом слободами а мы сироты острожнои лес ронили Пышминскои слободою и возит ездили и вывезли на место острожных бревен триста сорок бревен а болше возит мочь наша не сягла что людишка немногие нужны и бедны у кого лошаденка и есть и те испристали а самих нас взяла хлебная скудость болшая а у бревеннои воски для досмотру был с нами приказнои Семен Будаков а где мы сироты острожнои лес ронили и у того острожного лесу тюменского ясаку ясачнои татарин Кучюнбетко з детми и с товарыщы поставился юртами а преж сего тут их татарские жилища не бывали и будучи у бревеннои воске тот Кучюнбетко хотел нас сирот вязат и на Тюмен вести и впред он Кучюнбетко угрожает и похваляетца к чему де на нашых татарских местах слободы строите и нас сирот приказнои человек Семен Будаков к тому острожному лесу высылает скоблит и от огня вешнеи порои оберегат и мы сироты вашы Великих Государеи Пышминскои слободою к острожным бревнам ехат не смеем и мочь наша на новом месте Пышминскои слободою острог строити не сяжет что мы людишка немногие одинакие нужны и бедны холодны и голодны... пожалуите нас сирот своих не велити Государи нам сиротам своим однои Пышминскои слободою на новом месте острожнои поделки делат чтоб нам сиротам вашым в конец не погинуть и голов своих не потеря Царь Государь и Государи благоверные царевичи смилуитесь.

1667 (7175), мая 4. Память из Верхотурской приказной избы в Пышминскую слободу Семёну Будакову о прекращении «слободу заводить и острог ставить» до указа.
(РГАДА. Ф. 1111. оп. 2. стб. 140. лл. 15-17).

В нынешнем во 175-м году писал ты на Верхотуре что ты с пышминскими беломесными казаки и крестьяны ездил вверх по Пышме реке на новое место для острожнои бревеннои воски и казаки де и крестьяне высекли и вывезли острожных триста сорок бревен а не довезли де бревен две тысячи потому что де казаки и крестьяне нужны и бедны а где де острожнои лес ронили и на то де место приехал тюменского ясаку татаровя Кючонбедко Якшибаев з детьми и с товарыщи и у тех острожных бревен поствился юртами а прежде сего на том месте татарские никакие жилища не бывали тот де татарин Кучюнбетко с товарыщи тебя и беломесных казаков и крестьян хотели вязат и везти на Тюмен и впред де тот татарин похвалялся и угрожал всчески и Пышминские де слободы беломестные казаки и оброчные крестьяне слыша ту татарскую похвалбу и угрозу на то место ехат не смеют чтоб над ними какая пакость не учинилас а чтоб на том новом месте слобода заводит и острог ставит ты Семен назвался сам а ныне де ты отбиваешся и буде ты отбиваешся для своеи безделнои корысти и тебе за то твое нерадене быть биту кнутом и как к тебе ся памят и ты б по прежним и по сеи верхотурским памятем на том месте слободу строил и острог с пышминскими казаки и крестьяны ставил с бережением чтоб от татар над беломестными казаки и над крестьяны никакова дурна не учинилос на том месте до указу Великих Государеи государев острог не ставил а буде таровя стануть вороват и ты б тех воров изымав прислал на Верхотурье…

Делаем вывод. 1667 год в истории строительства слободы знаменателен только заготовкой и вывозкой бревен на место строительства слободы и острога. Кроме того, в этот год в строительстве слободы участвовали только пышминские беломестные казаки и крестьяне.

Год 1668 - СТРОИТЕЛЬСТВО СЛОБОДЫ

В Камышлове до сих пор возникают различные суждения о дате его основания, о строителях и т.п. Уважаемые читатели, приглашаю вас к рассуждению. Давайте более внимательно рассмотрим каждый документ в отдельности.

1668 (7176), август 2. Челобитная приказчика пышминской слободы Никиты Несенцова в верхотурскую приказную избу о выборе и высылке трёх пышминских беломестных казаков на проживание в Камышевскую слободу. (Ф. 1111. оп. 2. стб. 96. л. 2.).

В нынешнем во 176 году по указу Великих Государеи и по вашеи верхотурскои указнои памяти велел я пышминским беломесным казакам меж себя трех человек в новую Камышевскую слободу на жите и они казаки меж себя выбрали трех человек Обрамка Федорова да Исачка Кряжева да Кондрашку Перфилова и на них выбор мне подали и я тех беломесных казаков Обрамка Федорова с товарыщи послал с мушкеты в новую Камышевскую слободу...

Обратите внимание, в этом документе приказчик Пышминской слободы уже не Семён Будаков, а Никита Несенцев. И опять же в слободу направляются пышминские казаки и крестьяне.

Также, заметьте, впервые звучит Камышевская слобода. Именно Камышевская, а не Камышинская или Камышенка и др., как это озвучено в различных источниках.

1668 (7176), август 28. Челобитная приказчика ирбитской слободы Якова Давыдова верхотурскому стольнику и воеводе И.Я.Колтовскому о высылке пяти беломестных казаков на проживание в новую Камышевскую слободу. (РГАДА. Ф. 1111. оп. 2. стб. 96. лл. 8-9.).

В нынешнем во 176 году августа в 2 де писано от вас с Верхотуря ко мне на Ирбить а велено мне ирбитцких беломестных казаков с Ырбити выслат в новую Камышевскую слободу в верх Пышми реки к верхотурскому сыну боярскому к Семену Будакову на жите пять человек с мушкетами...

Из этой челобитной следует, что к строительству (или для охраны, неважно) слободы привлечены ирбитские казаки.

А вот на строительных объектах появились и другие силы: кроме ирбитских ещё и ницинские крестьяне. Представители Пышминской, Ирбитской и Ницинской слобод и стали главными и основными строителями Камышевской слободы.

1668 (7177), октября 27. Челобитная Семена Будакова о присылке приказчиками пышминских, ирбитских и ницинских крестьян для постройки слободы и острога, и о ходе строительства.

(Ф. 1111. оп. 1. стб. 133. лл. 47-48.).

...приказщики из слобод крестьян прислали... бревна возит и острог... и пышминские слободы приказщик Микита Несенцов октября в 16 де прислал пятдесят луков крестьян да беломесных казаков шесть человек и оне крестьяня острожную поставку поставили острог и ров выкопали и чеснок и надолбы поставили а башни их заставливал ставит с ырбитцкими и ницынскими крестьяны вместе и оне беломестные казаки и крестьяня заменяютца дворовою поделкою что во 177-м году по указу Великих Государеи и по верхотурскои памяти оне беломесные казаки и крестьяна, в Камышевскои слободе поставили двор избу и клети кругом двора заплот и я без вашего ведома им крестьяном двором заменитца не велел и вы об том что укажите заменить им двором или вместе башни ставит и оне крестьяня отпущены в Пышминскую слободу до вашег указу октября 20 числа а ирбитцкои приказщик Прокопеи Буженинов прислал крестьян октября 22 числа двесте семдесят луков и оне крестьяня острожную поставку поставили получно ж въсю сполна по чему ставили на лук пышминские крестьяня а проезжую башню ставит наняли плотника Ивашка Парфенова... октября 27 числа из ницынских прислал приказщик Иван Коряков сто семдесят луков да беломесных казаков пят человек октября 27-го и оне крестьяня острожную поставку ставят...

Вот теперь, ссылаясь на первоисточники, написанные участниками и свидетелями строительства слободы, с уверенностью можно сказать: Камышлов, как Камышевская слобода, был основан в 1668 году, и называлась она так до её переименования в 1687 году.

НА ПАМЯТНОЙ ДОСКЕ

Памятный камень установлен в августе 1998 года
Памятный камень установлен в августе 1998 года

Обратимся к тексту мемориальной доски на памятнике Семёну Будакова, что у Покровского собора.

Обращает на себя внимание дата получения Будаковым указной памяти о строительстве слободы - 1 (11) августа 1668 года, а в ноябре он докладывает о её строительстве.

Вообще, откуда взялась дата - 1(11) августа 1668 года? Ведь дата указной памяти верхотурского воеводы и стольника Ивана Яковлевича Колтовского об основании Камышевской слободы известна – сентябрь 1666 года. (Ф. 1111. оп. 2. стб. 248. лл. 1-2).

Давайте разбираться.

Зимой 2018 года составителем книги «Расскажу о Камышлове» выпущена брошюра «Камышевская слобода: точка отсчета». В ней двадцать четыре рукописных материала, полученных в разные годы из Российского государственного архива древних актов. И только в одной из них есть указание на эту дату. Она взята из челобитной Семёна Будакова, о нападении на него в Пышминской слободе тобольского порутчика «Михаило Выходцев з драгуны пятнатцат человек», и о его бегстве в Ирбитскую слободу» в ноябре 1668 года.

(РГАДА. Ф. 214, Сибирский приказ, стб. 788. лл. 3-4).

Будаков пишет:

«В прошлом во 176-м году августа в 1 день, по указу Великих Государеи и по вашеи верхотурскои памяти против моего челобитья велено мне вверх Пышмы на Камышенке речке внов заводит и строит слободу на денежный оброк…»

Если расставить знаки препинания, то приведенная цитата из челобитной Семёна Будакова читается так:

«В прошлом, в 176-м году августа в 1 день, по указу Великих Государей и по вашей верхотурской памяти, против моего челобитья, велено мне вверх Пышмы на Камышенке речке внов заводит и строит слободу на денежный оброк…».

Это лишь указание на продолжение строительства. Рассмотрим следующую дату мемориальной доски – «в ноябре 1668 года», из той же челобитной.

«…и в прошлом во 177-м году ноя(бря) в 10 де(нь) прислан из Тобольска порутчик др(агун) Михаило Выходцев з драгуны пятнатцат человек и заехали меня (!) на подворе в Пышминскои сл(ободе) и почали имат и я одва от них ушел в ноч с(…) своим наги и босы и мало не замерзли а ушел в Ырбитцкую слободу…а заводу в тои Камышевскои слободе для государев(ои) казны и для осадного времени построен дв(ор) а во дворе заводу изба да онбар а кругом заплот з боиницами да моего житеиского заводиш(ку) поставлен онбар ды выложено на избу брев(ен) да розпахано и посеяно з десятину ржи да у беломестных казаков вывожено семь изб да п(оста)влен онбар…».

В приведённой цитате говорится о состоянии дел на 10 ноября 1668 года.

О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ

От старожилов известно, что в 1960-х наш горисполком обратился в РГАДА с просьбой о предоставлении документов, свидетельствующих об основании Камышевской слободы.

В мае 1965 года из РГАДА на адрес горисполкома пришёл документ. Назовём этот документ «московский». (Ф.1111-Верхтурская приказная изба, оп.2, стб № 248, лл.1-2. Отпуск, без начала и конца).

В те времена, видимо, никто в городе не был знаком с «Указной памятью об основании Камышевской слободы, что ныне город Камышлов, 1666 года».

Так вот, текст «московского» документа и текст Указной памяти, совпадают. Только вот в документе РГАДА заметна поправка цифры «7» на цифру «8». Кто сделал поправку?

Мало того, не знающий истории строительства слободы человек, мог легко принять формулировку в «московском» документе, как рапорт, отчёт о постройке слободы. Складывается впечатление, что это так и было воспринято.

Давайте рассмотрим вехи основания Камышевской слободы.

1666 – указная память о строительстве слободы.

1667 – только вывозка бревен на место строительства слободы и острога.

С 1668 года – начало строительства острога и слободы; «а заводу в тои Камышевскои слободе для государев(ои) казны и для осадного времени построен дв(ор) а во дворе заводу изба да онбар а кругом заплот з боиницами да моего житеиского заводиш(ку) поставлен онбар ды выложено на избу брев(ен) да розпахано и посеяно з десятину ржи да у беломестных казаков вывожено семь изб да п(оста)влен онбар».

В горисполкоме, при определении даты основания Камышлова, скорее всего, исходили от даты начала работ – 1668 год, и ошибки здесь нет. Понятно, что строили слободу не один год, и с каждым годом она расширялась. Камышлов до сих пор строится.

КАМЫШЕВСКИЙ ОСТРОГ

Если известно, что Камышевская слобода переименована в 1687 году, то острог следует называть – Камышевский, а не Камышловский, как это звучит во многих источниках.

Что же было построено вперед, слобода или острог? Ответ на этот вопрос не менее важен, так как информация в СМИ и социальных сетях противоречива.

Остроги, слободы строились, в основном, по проектам местной администрации. В нашем случае администрация – Семён Будаков. Наверное, мы никогда не узнаем, каким был наш острог: с косым заплотом (заплот – городовая стена) или с засыпной тыновой стеной. Башен было две – глухая и проезжая. Какими были они, четырех, шести, восьмиугольными?

1669 (7178) ноябрь 9. Память верхотурской приказной избы Семену Будакову о приостановке работ в новой Камышевской слободе до Великого поста. (Ф. 1111. оп. 1. стб. 133. л. 49-51.).

Лета 7178-г ноября в 9 де по Государеву указу памят Верхотурского уезду в новую Кашевскую слободу приказщику Семену Будакову.

В нынешнем во 178 году писал ты на Верхотуре к столнику и воеводе… что де в новои Камышевскои слободе и ров копали и чеснок и надолбы поставили ж а башни де пышминские крестьяне не ставили а заменяютца тем в прошлом во 177 году поставили избу и кругом заплот а ирбитцкие и ницынские крестьяне и плотник бьют челом Великим Государем чтоб башен до великог посту им не ставит потому что рубит немочно лес де вожен сырои, мерзлои и как к тебе ся памят придет и ты б до Великого поста нынешнего 178 года башен достраиват крестьяном не велел…

Башня – фрагмент острога (Нижняя Синячиха).
Башня – фрагмент острога (Нижняя Синячиха).

1670 (7178), январь. Выписка из «памятного столпа» верхотурской приказной избы о строительстве в новой Камышевской слободе пышминскими, ирбитскими и цицинскими крестьянами острога, чеснока, надолб, рва и о башенном вопросе.

(Ф. 1111. оп. 2. стб. 178. л. 50.).

В нынешнем во 178-м году писал на Верхотуре к столнику и воеводе Федору Болшому Григоревичю Хрущову да с приписю к подячему к Богдану Софонову новои Камышевскои слободы приказщик Семен Будаков что в новои Камышевскои слободе пышминские и ирбитцкие крестьяне получно по развытке острог поставили сполна и ров выкопали и чеснок и надолбы поставили ж а башни де пышминские крестьяне не ставили занимаютца тем в прошлом во 177-м поставили избу и кругом заплот и против тои отписки послана памят к Семену Будакову а велено пышминским им крестьянном с ырбитцкими и ницынскими крестьяны дат счот будет дворовая поделка годовои поделки по смете будет пышминским крестьяном делат того не велет а велет доделыват по розкладу ирбицким и ницынским крестьяном

Эта выписка из «памятного столпа» подсказывает нам, что в 1670 году приказчиком новой Камышевской слободы был Семён Будаков. Это назначение, по другим источникам, он получил в 1669 году.

1670 (7178), января 14. Челобитная старосты ирбитских оброчных крестьян Афанасия Буланова царю Алексею Михайловичу о невыполнении ницинскими крестьянами работ наравне с ирбитскими крестьянами согласно «розвытке» и просьбой дать указание на совместное строительство башен ирбитскими и ницинскими крестьян на равных условиях. (Ф. 1111. оп. 2. стб. 178. л. 51).

…и ныне Великим Государем бьют челом ирбитцкие оброчные крестьяне староста Офонка Буланов и во всех ирбитцких крестьян место по указу Великих Государеи и по верхотурским памятем велено де им в новои Камышевскои слободе острог и башни ставит с ницынскими крестьяны вместе и они де ирбиткцие крестьяне с ницынскими крестьяны острог ставили пополам а в башенном де деле уваливают они крестьяне на них ирбитцких крестьян болшую половину и чтоб Великие Государи пожаловали их велели им в Камышевскои слободе башенную работу с ницынскими крестьяны вместе ж по розвытке делать 178-го генваря в 14 де велет им делат острожное дело и башни по волостям и по розвытке чтоб нихто ни перед кем в работе лишком не был и послат памят

Из этих трёх документов, очевидно, что в январе 1670 года острог еще не был достроен. Ведь острог не острог, если он без башен - это проходной двор.

В подтверждение к сказанному сошлюсь еще на один документ РГАДА - Описная книга острогов Верхотурского уезда (1693/94).

(Ф. 214. Оп. 5. Д. 267. 4 лл.).

В прошлом во 1677/78 году в Камышевской слободе поставлен острог стоячей камышловскими крестьяны з беломесными казаки да 2 башни, одна проезжая, а другая глухая. Круг острогу 96 сажен. А в остроге для обереганья от калмыцких воинских людей верхотурские и из слобод присылки пищаль ... 30 ядер железных, пищаль затиная железная, к ней 30 ядер железных, что присланы с Ырбита, 15 мушкетов, 3 пуда зелья ручного, 3 пуда свинцу. Да к тому ж прислано с Верхотурья в Камышловскую слободу в нынешнем 1693/94 году для обереганья от приходу воровских воинских людей к той пищали 2 пуда зелья пушечного, 36 гривенок свинцу. Да в той же слободе у сотника для служеныя посылки 2 пуда зелья.

Документ РГАДА Ф. 1111. Оп. 2. Д. 259. Л. 103 указывает ещё и на то, что в 1678 году Семён Будаков был приказчиком в Чусовской слободе.

Время читать документы

Двадцать лет длились поиски документальных свидетельств о строительстве и строителях Камышевской слободы, каким считать год её образования.

Начались поиски при реализации в клубе путешественников «Гренада» двухлетней образовательной программы «Камышевская слобода, 1666-1687 гг.».

В 1997 году Поисковая работа в публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург) ясности не внесла. Поэтому в 1999 году был взят курс на переписку с российским государственным архивом древних актов (РГАДА - Москва).

Спасибо директорам Дома детского творчества – Марии Антоновне Павловой, Татьяне Анатольевне Чикуновой, Юлии Владимировне Прожериной за финансовую поддержку при оплате услуг и заказные письма из РГАДА.

За 18 лет из РГАДА получено 24 рукописных документа, свидетельствующих о событиях 350-летней давности. Получено, но, ведь это только половина дела, так как рукописи хоть и написаны на обычном русском языке (скоропись), но этот обычный язык не столь обычен для современного человека, и тут нужен переводчик. На помощь пришел Михаил Юрьевич Елькин (Екатеринбург), зам.председателя областного историко-родословного общества. Поначалу он сам приезжал в Камышлов, делал переводы, я записывал слово в слово, буква в букву, параллельно с этим шла запись на магнитофон. Потом, будучи в командировках, я отвозил ему новые поступления из РГАДА.

В полном объеме со всеми рукописями можно познакомиться в моей брошюре «Камышевская слобода: точка отсчета».

Я не ставил перед собой задачу редактирования текстов, исправления стиля, сохранил орфографию. Читателю, думаю, будет интересно познакомиться не только с историей строительства Камышевской слободы, но и с манерой изложения письма.

Ю.А. Васьков и М.Ю. Елькин, перевод рукописей, 1999 г.
Ю.А. Васьков и М.Ю. Елькин, перевод рукописей, 1999 г.

Юрий Васьков