Найти в Дзене
Михаил Астапенко

ДОНСКИЕ КАЗАКИ В СРАЖЕНИЯХ РУССКО-ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ 1741-1743 годов.

В конце 30-х - начале 40-х годов XVIII века у России резко осложнились отношения со Швецией. Это произошло после того как в шведском риксдаге (парламенте) в 1739 году к власти пришла аристократическая партия "шляп", взявшая курс на подготовку войны с Россией. 28 июля (8 августа) 1741 года русскому послу в Стокгольме было сообщено, что Швеция объявляет России войну. Причиной войны в манифесте было объявлено вмешательство России во внутренние дела королевства, запрет вывоза хлеба в Швецию и убийство шведского дипломатического курьера М. Синклера. На самом деле, это был повод, а истинной причиной явилось желание правящих кругов Швеции вернуть себе земли в Финляндии, утраченные по итогам Ништадтского мирного договора 1721 года, а также передача Швеции территории между Ладогой и Белым морем.

Боевые действия развернулись в Финляндии, куда летом 1741 года прибыл с казачьими полками донской атаман И.М. Краснощеков, единственный из казаков России имевший чин бригадира русской армии [1]. Всего в этой войне участвовало около 6 тысяч донцов.

В середине августа 1741 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала П.П. Ласси, куда входили и казаки И.М. Краснощекова, сосредоточилась за Выборгом у местечка Кананои. Ей противостояли два отряда шведов во главе с генерал-майором К.Г. Врангелем и генерал-лейтенантом Х.М. фон Будденброком. 21 августа десятитысячный отряд П.П. Ласси без обоза, с запасом провианта на пять дней, выступил к городу Вильманстранду, где укрепился с 3 тысячами солдат генерал К.Г. Врангель. На следующий день русские стремительной атакой опрокинули войска левого фланга шведской позиции, где находились в основном финны. Последующие атаки русских привели к разгрому всего шведского отряда. В огне пожара пострадал и город Вильманстранд, в плен попало 1250 солдат и офицеров во главе с самим командующим К.Г. Врангелем. В течение двух дней победители грабили город, вывезя затем всех его жителей в Россию. Войска были отведены на зимние квартиры в Выборг. На территории противника остались только донцы и калмыки, проводящие поиски и разведку, схватываясь периодически с небольшими партиями шведских кавалеристов [2].

Во время зимовки русской армии в Финляндии в Петербурге сменилась власть и на российский престол в результате дворцового переворота взошла дочь Петра 1 императрица Елизавета Петровна, которая накануне войны вела тайные переговоры о помощи и ее возможном вступлении на шведский престол. Начались переговоры о мире со Швецией, не увенчавшиеся успехом. Казаки И.Ф. Краснощекова тем временем продолжали опустошать шведскую территорию, неcмотря на объявленное перемирие.

В начале сентября 1741 года шведскую армию и флот возглавил новый главнокомандующий генерал граф К.Э. Левенгаупт, полководец не без дарования. Ему давались огромные полномочия на выработку стратегии войны, вплоть до ведения мирных переговоров с русскими. Энергичными мерами шведскому главнокомандующему удалось довести численность своего войска до 15 тысяч человек, укрепив дисциплину и уверенность в победе над русскими. Однако решительно пойти на армию фельдмаршала П.П. Ласси К.Э. Левенгаупт пока не торопился. Не спешило и русское командование. В бездействии прошла осень, только казаки И.М. Краснощекова постоянно тревожили шведов, схватываясь с их передовыми пикетами. С наступлением зимы военные действия затихли: войска стали на зимние квартиры.

В боевых действиях, возобновившихся в марте 1742 года, участвовали в основном казаки атамана Ивана Краснощекова. До июня противники ограничивались взаимными поисками, мелкими стычками передовых отрядов. К концу июня русская армия подошла к городу Фридрихсгаму, где укрепились шведы. Ввиду численного превосходства русских К.Э. Левенгаупт благоразумно отошел к Гельсингфорсу, где планировал укрепиться и защитить дорогу на город Або. Однако передовые отряды русских, куда входили и казаки И.М. Краснощекова, по обходной дороге, проложенной еще в прошлую кампанию по приказу Петра I, двинулись в тыл шведам и отрезали им путь на Або.

Некоторое время шведы получали продовольствие и фураж с моря, однако вскоре это прекратилось, поскольку шведский флот вынужден был уйти на Карлскруну под напором русской эскадры адмирала З.Д. Мишукова. Войска К.Э. Левенгаупта стали испытывать недостаток в пище, начав забивать лошадей на мясо.

Скоро положение шведов стало совсем тяжелым. На военном совете К.Э. Левенгаупт принял решение прорываться, предварительно определив точное расположение главных сил П.П. Ласси. В ночь на 12 августа 1742 г. отряд шведских драгун во главе с майором Шауманом выехал на разведку. Путь шведов лежал по дороге в Бембеле. Здесь, недалеко от дома местного пастора, Шауман столкнулся с отрядом казаков И.М. Краснощекова. Донцы значительно уступали в численности шведам, и, пользуясь этим, те стали теснить казаков. И.М. Краснощеков, сражавшийся против нескольких врагов, получил три сабельных раны. Но, несмотря на это, он продолжал упорно биться. И тут один из шведов выстрелил в атамана из пистолета, но пуля попала в лошадь, которая понесла его в сторону болота, где и утонула в трясине. И.М. Краснощеков с трудом выполз из болота на небольшой островок, став хорошей мишенью для окруживших его шведов. По приказу Шаумана казачий атаман был расстрелян из ружей, а тело его шведы увезли в свой лагерь [3].

На следующий день русский главнокомандующий фельдмаршал П.П. Ласси выслал парламентеров к шведским форпостам, чтобы узнать о судьбе И.М. Краснощекова. Русским было сообщено, что казачий атаман убит в бою. Фельдмаршал Ласси попросил генерала Левенгаупта выдать тело героя для погребения, что и было выполнено шведами. Следующим днем в шведский лагерь прибыли казаки во главе с сыном атамана Краснощекова Федором. Облачив тело Краснощекова в парчовые одежды, казаки погрузили его на приведенного с собой верблюда и привезли в свой лагерь. Отсюда, положив тело в гроб и залив его медом и травами, И.М. Краснощекова отправили в город Черкасск для погребения [4}. В конце августа, когда на Ратном (Преображенском) кладбище в Черкасске предавали земле тело И.М. Краснощекова, под Гельсингфорсом сложила перед русскими оружие шведская армия генерала К.Э. Левенгаупта. Сам шведский главнокомандующий, вызванный для доклада в Стокгольм, был арестован, приговорен специальной комиссией риксдага к смерти и казнен 4 августа 1743 года на холме под Стокгольмом.

…Русско-шведская война 1741-1743 годов, в которой участвовало около 6 тысяч донских казаков, подходила к концу. Донские казаки и калмыки, выполняя приказ генерал-фельдмаршала П.П. Ласси, блокировали южное и восточное побережье Финляндии от города Або до города Фридрихсгама, не допуская высадки шведских десантов. Вскоре по инициативе шведов в Або начались переговоры о мире, прерванные весной 1743 года, ибо шведский король рассчитывал на мощь своего флота. Однако и на море шведские эскадры были разбиты русским флотом в нескольких сражениях.

7 (18) августа 1743 года в городе Або был подписан мирный трактат. По его условиям к Российской империи отходила часть Финляндии территорией в 226 квадратных миль до реки Кюмень с городами Фридрихсгамом, Вильманстрандом и крепостью Нейшлотом. Швеция подтверждала условия Ништадтского мирного договора 1721 года и признавала за Россией её приобретения в Прибалтике. Главное значение Абоского мира заключалось в том, что граница отодвигалась от российской столицы Санкт-Петербурга, и тем самым значительно снижалась опасность неожиданного нападения противника. Таким образом, Россия закрепила своё положение на Балтийском море и упрочила оборону северо-западных границ, благодаря приобретению крепости Нейшлот [5].

За отличия в этой войне в 1743 году донские казаки, участники этой войны, получили богатое жалованье [6]. В 1744 году Войско Донское в целом было награждено императрицей Елизаветой Петровной белым знаменем с государственным гербом и надписью «Нашим верноподданным Войску Донскому за оказанную во время войны со шведами службу и для учиненного с короною шведскою вечного мира» [7].

Источники и литература

1. Акты Лишина. Ч. II. Т. I. Новочеркасск, 1894. С. 134. № 132.

2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. СПб., Т. 21.

3. Майков Л. Плен генерала Гордта в России (1759-1762). С.295-296.

4. Акты Лишина. Т.2. Ч.1. Новочеркасск, 1894. С.328; Пивоваров А. Донские казаки. Новочеркасск, 1892. С.33-36.

5. Военная энциклопедия. СПб., 1911-1915.

6. Акты Лишина. Т.2. Ч.1. С.273-274.

7. Исторический очерк о регалия и знаках отличия русской армии. СПб.,1899. Таблица регалий, жалованных…Войску Донскому и его полкам.

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России