Меня зацепил на FB пост Татьяны Горбачевой (А Вы ругаетесь матом?). Понятно, что в случае спора народ разделится на две фронды: те кто матерится виртуозно и с удовольствием, и те кто, напротив, стремится очистить речь от низких слов, не любит такой стиль.
Я не ханжа но и отстаивать свободу нравов в ортодоксальном варианте не буду. Просто расскажу свою историю, связанную с матом.
Семья
Источником мата в семье был мой отец. Он не имел высшего, и даже возможно, полного среднего образования. Работяга. Множество запрещенных словечек я в детстве подхватил от него. Папа, пребывая в разгневанных чувствах, не стеснялся в выражениях и не обременял себя эвфемизмами.
Школа
Тем не менее, благодаря усилиям родителей и социальной политике в СССР я благополучно закончил среднюю музыкальную школу по классу фортепиано. Своего рода этический зигзаг и культурный лифт.
Нам в школе прививали другую эстетику, которая отличалась от того, что я воспринимал в семье от отца. Конечно, пацаны в классе за спиной учителей матерились, но далеко не все. Была некая токсичная группа около трети класса, остальные, кто отличник, кто фанат Битлз.
Матершинников откровенных было немного. Поэтому ненормативная лексика в классе упрямо массово не приживалась, несмотря на известные искушения. Учители следили, быстро и решительно пресекали это.
Институт и 90-е
Вот здесь уже начался разгул. В 90-е в СМИ появилось такое, что раньше в СССР никому и не снилось. Мат стал нормой. В институте нравы оказались намного свободнее чем в школе. Поэтому мы с друзьями не стеснялись в выражениях, и не ограничивали себя никак. А поскольку я заканчивал юридический факультет, то под использование мата была даже подведена доказательная база.
Дескать, ученик Михаила Ломоносова Иван Семенович Барков не стеснялся низового жанра поэзии, и писал матерные поэмы. Вот, прецедент, извольте. Или более современная группа Бахыт-компот с Вадимом Степанцовым. Таким образом, мат приобретал уже особый креативный статус, пытаясь вскарабкаться на уровень художественного языка.
Степан Ковригин
Как известно, дурной пример особенно заразителен. Так что не обошлось и без моих личных экспериментов. Создал образ поэта Степана Ковригина, ориентируясь на восхищенные отклики студентов и на www.stihi.ru выложил стихи в низовом жанре. Наивно рассчитывал, что Барков нервно закурит на том свете.
Мат как вирус
Кстати склонность матерится сильно зависит от среды, в которой живешь, с кем общаешься. Как то летом, в студенческие годы я устроился к папе в бригаду, чтобы подзаработать денег на свой первый комп. Работяги неплохо зарабатывали, но труд был тяжелый, разгрузка вагонов, в том числе и по ночам.
Я два месяца работал с ними плечом к плечу, такими же как и он взрослыми дядьками. Мат у них было как предлог или союз. Что то из этой серии. После этого, я, мне кажется, понял, откуда ноги растут. Папа сам попал в этот косноязычный оборот. Мат как вирус.
Трансформация
Спустя некоторое время я снес стихи Степана Ковригина из паблика. Наверное, устал быть флюгером Баркова и бессознательно скопировал Гоголя. Шучу. Думаю, просто перерос себя прежнего. Завел семью, родился первенец - сын. Вообщем, показалось мне в тот момент это все инфантильным баловством, причем низкопробным. Видимо, стыд.
Примерно тоже самое, предположу, произошло с Петром Мамоновым, который начинал со звуков МУ (о чем в конце жизни говорил без само восхищения), а заканчивал ролью в фильме "Остров" Павла Лунгина и программой о старых виниловых пластинках "Золотая полка" на Эхо Москвы.
Cубкультура
На мой взгляд, матерная речь это, с одной стороны, особый код общения между плохо образованными и не воспитанными людьми. Он позволяет быстро социально идентифицироваться по схеме "свой-чужой". С другой стороны мат это низкая форма выражения эмоций, а с третьей - субкультура.
Да, играя в футбол, до сих пор я могу выругаться, если что-то не получается. Но это бессознательная аберрация из прошлого, не идеология, не философия или не субкультурный стиль. Примерно, как икота.
Сейчас когда из каждого утюга можно услышать мат, а рэп песня без него напоминает серенаду евнуха, я полагаю, что он как творческая фишка себя окончательно исчерпал.
Ведь тогда в 90-е это был символ свободы нравов после стальной клетки социалистической морали. Сейчас его протестная функция давно уже сошла на нет. Всем все равно, материшься ты или нет. Ты не герой, и не поэт-бунтарь. Просто один из.... Напротив, мир перевернулся, и если слышишь чистую речь без мата, это уже:
мед для ушей.
Сейчас
Сейчас, как правило, не матерюсь. Иногда, если сильно разгневан, могу, но не обязательно. Выразить гнев можно ведь в принципе без слов: взглядом, жестом, криком или разбить что-нибудь из вещей. В этом мне, кстати, помогло психологическое самообразование, в частности, канал Психаки.
После рождения сына и дочки, мне уже в принципе не хочется говорить "матерных слов". Хочется быть хорошим парнем, как минимум, для них, а как максимум и для других светлых добрых и интересных людей.
***
Вы можете поддержать меня как автора подпиской на канал, рекомендациями друзьям и знакомым, лайками, репостами, комментариями, а также приобретением моих книг: "Что делать и кто не виноват", а также "Я и они".
Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.
Данная статья не является ни психологической, ни медицинской консультацией, создана в просветительских целях. За помощью обращайтесь к специалистам.
***
Материалы на канале на похожую тему:
***