Сложить дрова в поленницу – казалось бы, чего сложного? Полено к полену – уже дрова. Однако даже в этом нехитром деле есть особенности.
Обзаведясь деревенским домом с печкой и снеся огромный двор позади него, мы решили соорудить дровницу: дрова надо где-то хранить, не на улице же…
Мы не придумали ничего умнее, чем устроить дровницу возле стены дома. Удобно же: прислонили к дому навес, а под него сложили дрова. 6 кубов плотно уложенных дров вошло, а нам больше и не надо: дача – не основное место жительства.
Но оказалось, что всё не так просто. С одной стороны дрова приваливались к дому, а с другой – пришлось городить подпорку для того, чтобы дрова под весом всей поленницы не разъезжались и не вываливались наружу.
Зимой снег валился с крыши и начисто перекрывал подход к дровам. Каждый раз после схода снега нам приходилось буквально прорубать проход в ледяных обломках. То ещё занятие.
За один сезон мы не сожгли все дрова. А потом подкупили новых и сложили их на остатки прежних. И те, что лежали близко к стене и внизу, начали трухляветь. Под корой мы обнаружили пристанище жучков. Хорошо, если они не добрались до стены дома.
В общем, как оказалось, всё мы (городские) сделали неправильно.
Выяснилось это совершенно случайно.
Муж поехал на охоту в глухие края. Егерь определил команду на ночлег в избу к старому деду в полузаброшенной деревне. Молодые, как водится, подались в город, а в деревушке доживали свой век одинокие старики.
Дед и пускал на постой охотников: и денежка, хоть и небольшая, и по хозяйству помощь, и продукты.
В избушке у деда всё оказалось ладно и к месту. Веками поддерживаемый распорядок: принести воду с колодца, затопить печь. Вместе с огоньком в печи начинает теплиться жизнь в доме. Газ? Не слыхали. «Розетка-пятачок» и «лампочка Ильича» - вот и все достижения цивилизации.
Мужа удивили поленницы. То, что их было много, понятно: дрова - единственный источник тепла, маломощная розетка не в счёт.
Дрова у деда были сложены ровными штабелями на улице, без всякой защиты от осадков (если не считать наложенные сверху листы старого шифера) и без единого крепежа. Никаких подпорок, а дрова в штабеле не рассыпаются!
Старичок оказался словоохотливым и с удовольствием поделился наукой с мужем. Вот его правила.
1. Если нет специального дровяного сарая с продуваемыми стенами, лучше хранить дрова в поленницах на улице.
На ветру, солнце и морозе дрова лучше просыхают. Они не гниют и не трухлявеют, как в закрытом сарае.
2. Поленницу собирают впрок. Свежими дровами не топят. В этом году топят прошлогодними дровами, а те, что накололи в этом году, оставляют сохнуть на год.
3. Остатки дров перекладывают на верх прошлогодней поленницы, внизу их не оставляют, чтобы не сгнивали.
4. Не прислоняют поленницу к стене жилого дома (деревянного). Дрова могут быть заражены жучками.
Снег с наледью, который сходит с крыши зимой, завалит дрова. Разобрать его тяжело. Гораздо проще расчистить лёгкий снежок, наметённый возле поленницы.
5. Для того, чтобы сложить поленницу, не нужны никакие приспособления. Вообще ничего не нужно. Надо просто правильно дрова укладывать.
Дедок показал мужу, как это делается. В середине дрова складываются как обычно, а по краям поленницы – крест-накрест. Три полешка кладутся поперёк, на них три – вдоль. То же самое, что и колодцем, только без пустоты в середине.
Получаются своеобразные башенки из дров, которые не дают развалиться всей поленнице.
В старину, чтобы дрова не мочило дождём, верхний слой клали корой вверх, так, чтобы один слой перекрывал другой, как бы черепицей. Поленницу завершали от краёв к середине. Получался уклон, по которому стекала вода. Верхние дрова сжигали в печи первыми.
Сейчас, когда в каждом хозяйстве есть шифер, старое кровельное железо, надобность в такой укладке пропала: можно просто постелить на верх поленницы старые листы. Наука складывания поленницы забылась.
Дровницу на старой даче мы оставили как есть. А на новой – сложили дрова по советам деревенского дедушки.
Как ни странно, но поленница, сложенная по его правилам, не развалилась. Держится без единой подпорки.
Как оказалось, даже в таком простом деле своя наука есть!