Географически деревня Сопроново (Сафроново) Даниловского района Ярославской области располагается в северной заволжской части Ярославского края, на берегу маленькой речки Коньши, в нижней части ее русла в 3-х с половиной километрах от её впадения в реку Соть, которая в свою очередь впадает через Костромские разливы в реку Волгу.
Левая, северная сторона реки Волги является зоной европейской тайги и тысячи лет назад была вся сплошь покрыта лесом. Здесь, за редким исключением, отсутствуют большие обширные пространства пригодные для земледелия. Первыми поселенцами в этом лесном краю были племена раннего железного века дьяковской культуры. В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было вероятно финно-угорским. Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племенных групп мери и веси. Они оставили следы о своём пребывании в основном в названиях рек и озёр, что говорит нам об их основных занятиях – охота и рыболовство.
На южной стороне среднего Поволжья обитали финно-угорские племена народности меря. Анализ названий рек и озёр северного Заволжья, междуречья Шексны и Костромы, показывает, что на западе ареала до прихода славян селились представители народности, потомками которых являются современные вепсы. Новгородцы называли местных вепсов чудью заволочской.
В восточном направлении, на территории нынешней Костромской области жили представители северной ветви меря, так называемые костромская меря. Некоторые исследователи обозначают эти племенные образования отдельным названием – костромой. Основные центры их расселения – окрестности Галичского озера, низовья реки Костромы, Поволжье. В письменных источниках меряне известны примерно с 6 века нашей эры.
Славяне, хлебопашцы по своей натуре, появились в северном Заволжье примерно в 9 веке. Последние исследования показывают, что начиная с 10 века местное славянское население формировалось за счет выходцев из новгородской земли. До сих пор в говорах коренных жителей дальних северных деревень можно услышать характерное новгородское «цоканье», которое в самом Великом Новгороде уже давно не встречается.
Сначала сюда проникали промысловые охотники с целью добычи пушнины, но они быстро переквалифицировались в сборщиков дани с местных жителей, в основном в виде пушнины, и в торговцев. Они основывали укрепленные лабазы, остроги, где концентрировались материальные ценности. На их основе организовались погосты, где уже кроме складских, выполнялись и торговые операции. Первоначально погост, от слова гость, означал торговое место, торжище, место хранения товаров и постоя для странствующих торговых людей. Такие погосты стали в дальнейшем административными, духовными и хозяйственными центрами для местных жителей.
Затем в эти места потянулись и земледельцы-переселенцы. Освоение, распахивание и заселение этих земель славянами происходило неравномерно, точечно. В местах более-менее пригодных для пашни появлялись отдельные деревни. Местность расчищалась от леса под пашню, население росло, по соседству появлялись новые выселки, починки. Постепенно образовывались кусты деревень с селом-погостом посерёдке.
Деревня Сафроново является частью одного из таких уделов. Не позднее 13 века по берегам речки Коньши появились заимки, ставшие впоследствии деревнями Сафроново, Поповское, Спицыно, Ивановское, Бисерово, Сухарево, Лазарево. По соседству расположились подобные уделы. На севере, выше по реке Соть – деревни Радово, Максимово, Назимово, Дерягино, Дмитриевское. К югу в междуречье Касти и Соти раскинулся большой федуринский удел. Названия деревень в основном происходят от личных имен или прозвищ первых поселенцев или владельцев. В большинстве случаев названия деревень отвечают на вопрос «чья? чьё?». При сопоставлении такого вопроса и названия деревни проступают из глубины веков имена легендарных основателей этих лесных починков – Софрон, Качай, Романец, Сухарь, Бисер, Спица, Спиря, Окула.
С точки зрения этимологии (науки о происхождении слов) все названия деревень в северной части Ярославской области за редким исключением имеют славянское происхождение. Более крупные села, центры волостей и погосты зачастую имеют древние дославянские корни либо более поздние религиозные (от названия церковного прихода).
В начале 13-го века на Волге появился городок Кострома и земли по рекам Костроме и Соти сразу попали под его влияние, так как в те времена основными путями сообщения были водные. Земли по реке Соти с 15 века обозначаются в документах как Сотская волость. Костромское княжество как отдельное государственное образование просуществовало недолго на рубеже 13 – 14 веков и сразу попало в зависимость от Москвы. В 1338 году московский князь Иван Калита приобрёл в Орде ярлык на Кострому и с тех пор земли Костромского княжества, а с ней и Сотская волость, фактически вошли в состав Московского. Великие московские князья считали впоследствии эти земли за Волгой надёжным местом в ненадёжное время. Сюда в периоды нашествий татар и феодальных междоусобиц спешили укрыться московские бояре и москвичи. Москвины – достаточно распространённая местная фамилия.
Продолжение следует:
Спасибо, что прочитали! Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал.