Один из самых ранних документов описывающих хозяйственные вопросы, относящиеся к землям Сотской волости, датируется 1473 годом. Анализ текста грамоты и сопоставление его с более поздними документами даёт нам представление о состоянии дел, о жителях и проблемах округи. В сборнике "Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков" под №279 приводится текст этого интересного документа.
1473—1489 гг. — Правая грамота суда Ивана Сухого, по докладу великому князю Ивану Васильевичу, митрополиту Геронтию на землю у реки Конши, в Костромском уезде, бывшую в споре у игумена митрополичьего Пречистенского монастыря Василия с детьми боярскими Дмитрием Рожновым с братьею.
Неподготовленному читателю довольно сложно понять о чём в ней идёт речь. Попытаемся пересказать смысл современным языком.
Игумен митрополичьего (т.е. находящегося во владениях московского митрополита, главы русской православной церкви) какого-то, пока нам неизвестного, Пречистенского монастыря на реке Соти Василий написал челобитную жалобу в Москву прямо Великому князю Ивану III на "боярских детей", братьев Дмитрия, Остафия и Крюка Рожновых. Дескать, эти боярские люди перепахали и покосили земли, лежащие на берегах реки Коньши и по мнению игумена Василия сделали это незаконно, так как эти земли исстари были митрополичьими. То есть принадлежали близстоящему Пречистенскому монастырю.
Документов (грамот) свидетельствующих в пользу игумена не обнаружилось. Тогда был проведен суд уполномоченным лицом от Костромского воеводства Иваном Сухим с привлечением противных сторон: Рожновы с одной стороны, и игумен Василий с другой стороны. Плюс свидетели. Суд произведен, судя по тексту акта, прямо на месте раздора.
Рожнова и компанию (Крюка с Остафием) поставили на лугу у реки у Коньши под горою, где стояла церковь Георгия святого. Игумен свидетельствовал, что эта земля исстари была митрополичья, а не их. Братья же Рожновы на это утверждение игумена возразили. И в свою очередь привели такие доказательства, что мол эту церковь святого Георгия строил их прадед Григорий Хваст.
Довод этот суду показался малоубедительным. И Иван Сухой потребовал от Рожновых купчую, духовную или иную грамоту на эту землю. Грамот никаких также не оказалось, и боярские служивые подтянули свидетелей – Прокофия Шипулина и Легчана Кондратова. Эти персонажи повторили, – да, эту церковь строил прадед Рожновых Григорий Хваст. Но этого мало было для доказательств, и Сухой решительно спросил, – ну, мол, ладно, верю, что церковный объект ваше строенье, а земля-то чья? Тут Прокофий и Легчан растерялись, – не ведаем, значит, чья земля.
Возникло подозрение на самовольно-незаконную постройку. Свидетелями игумена предстали старцы Геронтий и Карп – монахи Пречистенского монастыря, что на реке Соти. Геронтий в частности решительно свидетельствовал Сухому:
– Я за восемьдесят лет помню, что те луга и земля были тогда митрополичьими. А жили на этих землях отцы игумен Семенчак с братом попом Алексеем. И служили они в церкви Святого Георгия. А в Попадьинском жил поп Григорий и служил в монастыре Пречистом. И эти все три попа промеж собой все братья. Все межи между этими землями и другими никому не принадлежали, а главной границей была река Коньша.
Сухой после этого порешил всем явиться пред грозны очи великого князя, за неделю до Рождества Христова и выслушать окончательный вердикт Ивана III. Якобы Великий князь Иван III выслушал и постановил игумена Василия оправдать, а Дмитрия с Остафием и Крюком осудить. Землю впредь считать митрополичьей.
Из этой интересной грамоты, достойной экранизации, следуют следующие выводы. Во-первых, на реке Соть с 14 века существовал Пречистенский монастырь, которому принадлежали земли и деревни по реке Соти. Как правило, Пречистенским раньше называли монастырь или церковь с главным престолом, посвященным Рождеству Богородицы.
Во-вторых, земли этого монастыря во второй половине 15 века находились в ведении московского митрополита, а значит в ведении Москвы. Исстари. Значит они были переданы митрополиту вскоре после перехода Костромского княжества под руку князя московского.
В-третьих, упоминается деревня Попадьинская, которая существовала по крайней мере за 80 лет до описываемых событий, то есть, с конца 14 века. Эта деревня существует до сих пор, называется Попадьино. Напротив этой деревни через реку Коньшу находится село Богородское, в котором существовала деревянная церковь святого Георгия. Это село находилось на земле вышеупомянутого Пречистенского монастыря.
Для любителей истории приводим текст грамоты целиком:
А се правая же грамота тоя же Сотцкиа волости.
По великого князя грамоте Ивана Васильевичя се бил челом Ивану Сухому игумен Василей митрополич от Пречистые с Соти, а ркучи: дай ми, господине, пристава на княж Борисовых Васильевича детей боярских, на Дмитреа на Рожнова и на его братью на Крюка и на Остафья, а се, господине, грамота великого князя к тебе.
И Сухой возрил в грамоту, и в грамоте пишет:
От великого князя Ивана Васильевичя Ивану Сухому. Жаловал ми ся отец мой Геронтей митрополит всеа Руси на брата моего на княж Борисовых людей, на Митю на Рожнова да на его братью на Крюка да на Осташа о том, что деи тамо на Соти митрополичи земли поорали и покосили. И ты б тамо ехал да на тех бы еси на княж Борисовых людей пристава дал, да их бы еси судил с митрополичими людьми, да судив, сказал бы еси мне, великому князю. Да того бы еси не учинил, что ти тамо не ездить, чтоб ми опять отец мой митрополит о том не докучал.
И Сухой пристава дал Васюка Лугвенева на Митю и на его братью, на Крюка и на Осташа.
И пристав Васюк Митю Рожнова и его братью Крюка и Осташа поставил перед Сухим на лугу у реки у Конши под горою под Георгием святым.
И став перед Сухим игумен Василей на земле на лугу у реки у Конши под горою под Георгием святым, так рек: та, господине, земля митрополича, а отчина, господине, и дедина изстарины наша, а нынеча, господине, осваивает ту землю тот Дмитрей Рожнов и его братья Крюк и Остафей.
И Сухой вспросил Мити Рожнова и его братьи Крюка и Осташа: почему вы ту землю зовете своею землею?
И Митя так рек: та, господине, церковь Георгий святый, тот монастырь, отчина и дедина наша, ставил, господине, ту церковь Георгиа святаго прадед наш Григорей Хваст.
И Сухой вспросил Мити и его братьи Крюка и Осташа: есть ли у вас на ту землю прадеда вашего и отца вашего духовная, или купчая, или данаа грамота?
И Митя и его братья Крюк и Осташ так ркли: духовные, господине, и купчие, и даные грамоты у нас нет, а есть, господине, у нас на ту землю знахори Прокофей Шипулин да Легчан Кондратов сын, а се, господине, тот Прокофей и Легчан пред тобою.
И Сухой вспросил Прокофья и Легчана: чья то земля, на которой земле стоим?
И Прокофей Шипулин так рек: яз, господине, слыхал у своего отца, что ставленье тот храм, та церковь Георгиа святаго, Митина прадеда Григорьево Хвастово.
А Легчан Кондратов так рек: яз, господине, слыхал у деда у Митина и его братьи у Есипа у Рожна, что та церковь великий Геортий прадеда Митина и его братьи ставленье Григорьево Хвастово.
И Сухой вспросил Прокофья и Легчана: сказываете, что та церковь великий Георгий ставленье Митина прадеда Григорьево Хвастово. А земля чья?
И Прокофей и Легчан так ркли: а того, господине, не ведаем, чья земля.
И Сухой вспросил игумена Василья: а ты почему зовешь землею митрополичею, а своею отчиною?
И игумен Василей так рек: ведомо, господине, старцем, чернцу Геронтью да черньцу Карпу, а се, господине, те перед тобою.
И чернец Геронтей так рек: яз, господине, помню за восмьдесят лет, что та земля и те луги митрополичи, а жили, господине, в них отчичи игумен Семенчак да брат его поп Алексей, а пели, господине, у великого Георгиа; а в Попадьинском, господине, жил поп Григорей, а пел, господине, у Пречистые; а те, господине, попы все три были себе братья; а межи, господине, теми землями иные земли не было ничьее, а рубежь, господине, тем землям и лугом река Конша.
И Сухой учинил срок обоим истцем стать перед великим князем за неделю до рожества христова.
И на срок Сухой обоих истцев перед великим князем поставил и суд свой великому князю сказал.
И князь великий, выслушав суд, велел Сухому игумена Василья оправити, а Митю Рожнова и братью его Крюка и Осташа обвинити и велел присудити землю митрополиту.
И по великого князя слову Сухой игумена Василья оправил, а Митю Рожнова и его братью обвинил и присудил землю митрополиту.
А на суде были у Сухого: Иван Внук, да Борис Пятин, да Андрей Пазуха.
***
Спасибо, что прочитали! Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал.